Какие изменения внесли в закон о защите прав потребителей
Отделы Роспотребнадзора уведомляют население о запрете, который вступил в действие с 01 сентября 2025 г. и ограничивает практику принуждения покупателей приобретать платную доппродукцию.
Закон о защите прав потребителей был скорректирован ФЗ-69 от 07 апреля 2025 г. Согласно внесенным изменениям, любое автоматическое оформление согласия покупателя считается незаконным.
Четвертый абзац части третьей статьи 16 указанного закона уточняет, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не имеет права осуществлять дополнительную оплату за работу или услугу без предварительного согласия клиента. Покупатель вправе отказаться оплачивать эти дополнительные расходы, а в случае их оплаты вернуть потраченную сумму. Начиная с 01 сентября 2025 г. добавляется положение, согласно которому продавец обязан получить отдельное разрешение перед продажей товара покупателю.
Новые правила о запрете продажи товаров в нагрузку
Продавцы и до введения последних изменений обязаны предлагать покупку определенных товаров отдельно, независимо от желания клиента приобрести другие продукты. Данное требование дополняется прямым указанием на недопустимость обязательного приобретения сопутствующих товаров или услуг ("в нагрузку") за отдельную плату. Помимо прочего:
- покупатель получает право отказаться от оплаты незаконно навязанных продуктов и требовать возвращения денег, если оплата была произведена ранее;
- устанавливается предельный срок возврата денежных средств за необоснованно приобретенные или навязанные дополнительные товары (услуги): три календарных дня с момента подачи соответствующего запроса покупателем.
На основании пункта 5 части третьей статьи 16 действующего закона согласие покупателя на получение дополнительной услуги или продукции должно оформляться письменно, если иное не установлено законодательством.
Бремя доказывания наличия подобного согласия лежит на продавце (исполнителе, владельце агрегатора). После вступления изменений в силу 01 сентября 2025 г. указанное правило сохранится и дополнительно будет предусматривать следующее:
- Продавцу запрещается автоматически устанавливать метки согласия покупателя на дополнительное приобретение товаров (например, предварительно отмеченные чекбоксы на веб-сайтах или отдельные пункты в документах);
- Недопустимо указывать согласие покупателя каким-либо иным способом помимо явного волеизъявления самого покупателя;
- Запрещается создание условий, подразумевающих предварительное одобрение покупки клиентом дополнительных товаров или услуг (например, включение подобной опции непосредственно в договор купли-продажи).
***
Товары и услуги “в нагрузку” были достаточно широкой практикой в розничном бизнесе. Нередко продавцы товаров или услуг вообще ставили основную покупку в зависимость от дополнительной (вспомним, например, практику, когда банки отказывали в выдаче кредитов без заключения договора страхования). Новые правила должны положить конец этому.
Конечно, бизнес вряд ли добровольно откажется от увеличения прибыли за счет продаж дополнительных товаров/услуг. Поэтому новые правила определяют не только права потребителя, но и ответственность продавца/провайдера. Причем не какую-то абстрактную, а вполне материальную в виде штрафов, порой, весьма чувствительных (вплоть до 300 тыс. руб.). Все это должно стать еще одним шагом к цивилизованным отношениям между продавцом и покупателем и повышению прозрачности бизнеса. А плотный контроль со стороны Роспотребнадзора поможет сторонам избежать ненужных конфликтов.