Штраф за навязывание потребителю товара
Первое дополнение в статью о штрафах за нарушение прав потребителей - навязывание за отдельную плату дополнительных услуг/товаров/работ (ч. 2.1. ст. 14.8 КоАП РФ).
За него предусмотрена юридическая ответственность в виде штрафа:
- 2-4 тыс. руб. для должностных лиц (например, директора магазина) и предпринимателей;
- 20-40 тыс. руб. для предприятий.
Под навязыванием дополнительной продукции понимается ситуация, когда вразрез с законодательными требованиями:
- Потребителя до заключения соглашения уведомляют, что для покупки основных работ/товаров/услуг надо приобрести дополнительные или заключить другие договоры.
- В соглашении приобретение основных услуг/работ/товаров обусловлено обязательной покупкой дополнительных.
С момента вступления в силу указанных изменений в ст. 14.8 КоАП за данное правонарушение прекратят привлекать к юридической ответственности как за включение в договор ущемляющих потребительские права условий по ч. 2 ст. 14.8 КоАП. Фактичесик это означает, что в той же ситуации штраф будет в 2 раза больше (штрафы по ч. 2 ст. 14.8 ниже, чем по ч. 2.1. ст. 14.8 КоАП РФ).
В то же время, нововведение не применяется к обязательным страховым правоотношениям, поскольку для этого предусмотрен специальный состав в ст. 15.34.1 КоАП.
Штраф за необоснованный отказ рассмотреть обращение потребителя
За отказ рассмотреть обращение потребителя установлено более суровое наказание, но тоже в виде штрафных санкций:
- 15-30 тыс. руб. для должностных лиц,
- 100-300 тыс. руб. для компаний.
Тождественные санкции применяются и за уклонение от рассмотрения в установленном порядке претензий о нарушении потребительских прав.
Ранее КоАП РФ не содержал наказаний за эти действия.