«Росптицесоюз» инициировал четкое обозначение в договорах объемов продукции, которые ретейлеры обязаны выкупать у аграриев. Целью нововведения будет снижение рисков, связанных с производством яиц.
Для справки. «Росптицесоюз» – некоммерческое объединение свыше 250 организаций, ставящих своей основной целью удовлетворение потребностей населения в продукции птицеводства. Среди членов союза – крупные птицеводческие хозяйства, научные учреждения, Россельхозбанк и заводы, производящие оборудование для птицефабрик.
Росстат представил официальную статистику, согласно которой в период с января по июль сельскохозяйственные организации выпустили 23,18 млрд яиц, что на 6,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. При этом сохранившийся стабильный спрос сократил среднюю розничную стоимость продукции на 22% - до 82,2 руб. за десяток. Результатом стало снижение рентабельности и массовая продажа бизнеса малых предприятий, у которых не оставалось другого выхода.
Вместе с этим, как считает «Росптицесоюз», сторонам долгосрочных договоров поставок продукции необходимо дать возможность самостоятельно изменять цену при возникновении непредвиденных ситуаций. В таких случаях аграрии смогут ориентироваться на себестоимость производства и получать выгоду.
Окончательного решения относительно вступления в силу нововведений на сегодняшний день не принято. Однако по плану они должны начать действовать уже с 1 марта 2026 года.
Параллельно с этим Минсельхоз России заявил о пересмотре существующих путей выхода из ситуации, которые позволят достигнуть стабильности цен на социально значимые товары. Пока что ведомство обсуждает идеи с отраслевыми союзами, производителями и прочими заинтересованными участниками рынка в поисках оптимального решения.
Бизнес-сообщество отреагировало на изменения резко негативно. В частности, компания «Мираторг» считает подобные договоренности сторон договора поставки незаконными, поскольку они ограничивают свободную конкуренцию.