Согласно законопроекту перевод земли под сельский туризм планируется проводить на основании утвержденных документов территориального планирования. Согласовывать бумаги и оценивать их соответствие целям развития сельского туризма будет Минсельхоз России.
Сегодня сельхоз участки можно использовать исключительно для ведения сельского хозяйства. Но для использования их в качестве туристических объектов и размещения там соответствующих построек необходим перевод в другую категорию. Однако действующее законодательство существенно ограничивает возможности аграриев в этом плане.
Об этом высказались и авторы инициативы, отметив, что серьезные ограничения сдерживают развитие сельского туризма вопреки росту интереса к таким объектам со стороны общества. Депутаты считают, что принятие нового закона даст возможность фермерам развивать перспективное туристическое направление и при этом не навредит ценным сельскохозяйственных земельным участкам.
Важно отметить, что развитие сельского туризма на сегодняшний день играет роль одного из приоритетных направлений госполитики в сфере развития АПК, как и иные виды туризма. А успех в этом направлении обеспечит занятость населения и станет базой дохода аграриев.
Однако правовым управлением ГосДумы обнаружены серьезные недостатки и противоречия в законопроекте по переводу сельхозземель под сельский туризм:
- Правовая неопределенность. В самом законопроекте и в федеральном законодательстве отсутствует четкое понятие объекта сельского туризма, в связи с чем появляются риски злоупотреблений и неверной трактовки.
- Противоречие действующему законодательству. Предложенный в проекте механизм изменения категории земель противоречит как существующему на сегодняшний день порядку, так и новому, который вступит в силу в марте следующего года.
- Несогласованность кодексов. Документ создает несогласованность норм сразу двух кодексов – Градостроительного и Земельного. В частности, проблема затрагивает определение ответственного за подготовку пакета документов и формирование участков.
- Отсутствие правового регулирования процедуры. При внесении законопроекта авторы не предусмотрели в нем порядка согласования Минсельхозом документации по планировке территорий, что также создает некую неясность.
Вместе с этим Правовое управление Госдумы отметило, что ранее на рассмотрение вносился схожий законопроект, где речь шла о винодельческих предприятиях. Предыдущий документ так и не был направлен в рассылку. В новой же редакции законопроекта № 1022048-8, виноделие не упоминается, однако логика упрощения перевода земель сохранилась. Из этого следует, что текущий законопроект является недоработанным и не может быть передан на дальнейшее рассмотрение.