В своих пояснениях ФНС дала следующие рекомендации:
- при определении наличия дохода у иностранной компании нужно исходить из того, что доходом признается экономическая выгода, в частности, налоговая служба указала, что возвращение российским заемщиком иностранному заимодавцу основной суммы долга по договору займа не рассматривается в качестве дохода заимодавца от источников в РФ, поскольку не несет для него экономической выгоды;
- в отношении порядка применения НК РФ и СОИДН, ФНС рекомендует в первую очередь определить вид выплачиваемого дохода и убедиться, предусматривает ли НК РФ взимание налога у источника выплаты с такого дохода. Если же в НК РФ нет соответствующего указания, то положения СОИДН не дают дополнительных оснований для налогообложения;
- если несколько выплат объединены в один платеж, то необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме и определять соответствующие налоговые последствия;
- положения СОИДН необходимо читать и применять в строгой внутренней очередности, например, для компаний сначала применяются статьи, посвященные отдельным видам доходов (это статьи 6, 8, 10 - 13 СОИДН). Если они не подходят, то руководствоваться общей статей, посвященной прибыли от предпринимательской деятельности (статья 7 СОИДН), а в самую последнюю очередь следует применять статью, посвященную «другим доходам» (или «иным доходам»);
- налогоплательщик не вправе выбирать, где платить налог, то есть, российский налоговый агент обязан удержать 15% с дивидендов, выплачиваемых лицу в Беларуси, а получатель сможет зачесть удержанный таким образом налог против своих обязательств в Беларуси (ст. 20 СОИДН с Республикой Беларусь);
- положения СОИДН не устанавливают новые налоговые ставки, а только ограничивают ставки налога, предусмотренные НК РФ;
- положения СОИДН могут ограничивать, в том числе исключать, положения НК РФ, которые определяют налогообложение доходов иностранных организаций;
- «Другие доходы» в СОИДН чаще всего распространяются на доходы, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях СОИДН, в частности это доходы:
- не образующие прибыль от предпринимательской деятельности;
- не относящиеся ни к одной из специальных категорий доходов, упомянутых в других статьях СОИДН.
В заключение ФНС отметила, что СОИДН могут меняться с течением времени по согласованию между государствами, незначительные изменения фиксируются Протоколом, а существенные изменения приводят к заключению нового СОИДН. Между тем, с 1 января 2021 года, при применении положений СОИДН необходимо учитывать Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года.
Таким образом, налоговая служба в своих рекомендациях отметила значимость национальных норм, а также напомнила порядок применения ограничений, предусмотренных международным законодательством.
В материале «Россия расторгла налоговое соглашение с Латвией» рассказывалось о ратификации одного из СОИДН.