Верховный суд РФ определением от 21.04.2021 № 307-ЭС20-10839 по делу № А42-7993/2019 отменил решение кассации и оставил в силе решение апелляции, поддержавшей фирму в споре с ФНС о возмещении убытка, обусловленного предоставлением первой встречного обеспечения для налоговиков.
Фирма решила оспорить решение ФНС и попросила ведомство установить запрет на исполнение данного решения. Налоговики потребовали встречное обеспечение, сопоставимое с суммой вмененной недоимки, и оно было предоставлено на сумму более 8 млн рублей. Данная сумма находилась на счетах, подконтрольных ФНС, в течение года. Фирмы оспорила решение, встречное обеспечение было возвращено ей в номинальной величине.
Фирма посчитала, что «замораживание» денежных средств на счетах ФНС привело к убыткам и затребовала у ведомства компенсацию в размере 1 млн рублей. Суд первой инстанции одобрил требования почти полностью, присудив фирме 943 тыс. рублей, апелляция снизила компенсацию до 300 тыс. рублей. Кассация же подсчитала, что фирме вообще ничего не полагается.
Верховный суд нашел справедливой позицию апелляции и окончательно присудил фирме 300 тыс. рублей. По мнению суда, встречное обеспечение по своей сути – разновидность обеспечительных мер, применяемая в ответ на истребуемые первоначальные обеспечительные меры. И, поскольку обеспечительные меры являются, как указал ВС РФ, вмешательством в имущественную сферу субъекта (в его собственность), то такое вмешательство всегда компенсируется.