Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 01.12.2020 по делу № А56-4468/2020 оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, вставших на сторону ФНС в споре с фирмой о предоставлении учетных документов за несколько предыдущих налоговых периодов в рамках текущей налоговой проверки.
ФНС с декабря 2017 года по август 2018 года провела выездную налоговую проверку фирмы. В декабре 2019 года решило провести повторную, причем, документация исследовалась за налоговый период 2016 года. Предприятие воспротивилось проведению соответствующего повторного мероприятия, посчитав, что имеет место «неразумность сроков назначения повторной выездной проверки» (в частности, поскольку между назначением первой и повторной проверкой прошло более 2 лет). И указав, что УФНС не оценила способность Общества обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов», поскольку проверяемый период выходит за пределы соответствующего срока, что сделает проверку неполной или некорректной.
В связи с чем фирма инициировала отмену решения по проверке (по итогам которой ФНС привлекла ее к ответственности). Ни одна из судебных инстанций не поддержала организацию. Было установлено, что документы за 2016 фирма должна хранить до 31.12.2021 года, чтобы соблюсти четырехлетний срок, прописанный в НК РФ.
Суды отметили, что течение срока хранения указанных документов начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности (начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов). При этом, как указала кассация, довод фирмы о нарушении УФНС разумных сроков назначения повторной проверки правомерно отклонен судами, поскольку в ст. 89 НК РФ не прописано конкретных сроков назначения соответствующей проверки.
Сроки хранения первичных документов мы рассматривали в нашей статье здесь.