Карточка учета (форма 18) для военкомата
Кто и когда сдает форму 18 для военкомата
Форма 18 для военных комиссариатов составляется юридическим лицом в течение 14 дней с момента регистрации в государственном реестре (ЕГРЮЛ). Далее она сдается ежегодно вместе с формами 6 и 19, обычно в октябре – ноябре текущего года. В каждом регионе сроки сдачи отчетов в военкоматы несколько различаются, поэтому их необходимо заранее уточнить в комиссариате, если информация не размещена на сайте администрации региона. Организации Москвы могут найти сроки и бланки на информационном ресурсе mos.ru, выбрав рубрику «Территориальные органы власти».
Форма 18 для военкоматов не является унифицированной. Примерный вариант приведен в Приложении № 1 Письма Министерства культуры РФ № 344-01-39-ВА. Приложение 2 содержит краткую инструкцию по заполнению формы 18 для военкомата.
Для чего вести воинский учет
Ведение воинского учета, согласно закону № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» и Положению о воинском учете, утвержденному постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее Положение № 719), является обязательным для всех юридических лиц. Согласно ст. 65 ТК РФ, при приеме на работу одним из обязательных документов, предоставляемых будущим сотрудником, является военный билет или документ, его заменяющий, – военное удостоверение, справка или удостоверение призывника (приписное свидетельство).
Статья по теме: Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2024 года Воинский учет в организации — это обязательная функция для работодателя. Посмотрим, как организовать воинский учет, нужно ли принимать на данную функцию отдельного сотрудника и как избежать штрафа за нарушения при воинском учете. ПодробнееХотя для индивидуальных предпринимателей законодательно не установлена обязанность вести воинский учет, но в случае приема граждан на работу они также обязаны требовать военный билет, то есть проверять сотрудника на предмет воинской обязанности.
Подробный план действий по организации воинского учета на предприятии изложен в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017.
Необходимость вести аккуратный воинский учет обусловлена главной государственной задачей – обеспечением безопасности государства от внешних врагов. В мирное время государством контролируется пополнение армии молодыми людьми призывного возраста и обеспечивается достойная военная подготовка призывников, направление их в запас ВС и учет всех военнообязанных лиц запаса на местах.
В случае военных угроз и конфликтов военные комиссариаты должны обеспечить оперативную мобилизацию необходимого количества военнообязанных для исполнения воинского долга, а также забронировать от мобилизации трудовые ресурсы, которые должны оставаться на местах во время военных действий.
Хотя основная ответственность за исполнение воинского долга лежит на каждом военнообязанном гражданине или призывнике, в п. 5 Положения № 719 изложена обязанность компаний-работодателей также следить за актуализацией сведений о гражданах в запасе или призывного возраста и контролировать задачи по мобилизации и призыву наряду с военными комиссариатами.
Все организации и компании в РФ обязательно ведут общий воинский учет, а некоторые компании, осуществляющие стратегически важные для государства и регионов задачи, дополнительно занимаются специальным воинским учетом.
Можно ли работнику отдела кадров поручить ведение воинского учета в организации? Обязательно ли устанавливать доплату за его ведение? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Форма 18 для военкомата – это карточка организации по воинскому учету
Форма 18 является основным документом общего воинского учета. Как уже было сказано выше, форма 18 – один из первых отчетов, который составляет вновь зарегистрированная организация. Она является учетной карточкой компании для местного военного комиссариата, и информация в ней ежегодно обновляется и актуализируется. Карточка по форме 18 (военкомат) содержит все основные регистрационные сведения об организации.
В первой части (лицевая сторона, пп. 1–9):
- наименование и регион осуществления деятельности;
- адреса регистрации и фактического присутствия;
- Ф. И. О. руководства и ответственных за воинский учет;
- другие необходимые реквизиты для связи (телефоны, электронная почта и т. п.);
- основные коды – ИНН, ОГРН, ОКТМО (вместо ОКАТО), ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС и проч.
Во второй части (оборотная сторона, пп. 10–15) – сведения о количестве и составе военнообязанных лиц.
Чтобы корректно заполнять сведения во второй части формы 18, ответственный за ведение воинского учета должен позаботиться о подготовке списков и картотеки по военнообязанным.
Основные документы воинского учета
При назначении ответственного за воинский учет, а в случае большого штата сотрудников – при организации военно-учетного подразделения:
- Составляется приказ по предприятию, в котором прописаны все лица, задействованные в воинском учете, и утверждаемые документы.
- Разрабатывается План по воинскому учету, который затем согласовывается с местным комиссариатом.
- Составляется первоначальный список военнообязанных лиц или лиц, которые должны быть поставлены на воинский учет, лиц призывного возраста. В настоящее время документ можно считать дополнительным, так как конкретные списки ведутся в военных комиссариатах и предоставлять их нужно только по запросу военкомата.
- На каждого военнообязанного составляется индивидуальная Карточка воинского учета, информация в которой должна регулярно обновляться. Картотеку нужно организовать в разбивке, принятой в основных отчетах: формах 6 и 18, – по должностям и воинским званиям.
При корректном оформлении всех вышеуказанных документов заполнить форму 18 для предоставления в военный комиссариат не составит труда. Распечатать Карточку организации нужно на одном листе А4 с двух сторон. Форму 18, представленную на двух листах, могут не принять и не согласовать в комиссариате.
Порядок заполнения сведений о военнообязанных формы 18 для военкомата
Перед заполнением формы 18 желательно еще раз внимательно проверить все документы сотрудников, относящиеся к воинскому учету, на предмет:
- соответствия адреса, семейного положения, образования, присвоенной квалификации;
- статуса военнообязанного – в запасе, ограниченно годен, имеет мобилизационное предписание, имеет бронь или отсрочку, подлежит призыву или освобожден и т. д.
В п. 10 указывается количество всех работников в штате предприятия без лиц, работающих по совместительству.
В п. 10.1 указывается сумма показателей по графам:
- 10.1 (а) – количество всех офицеров организации, пребывающих в запасе;
- 10.1 (б) – количество военнообязанных других званий.
Примечание. С 2024 года призывной возраст увеличен до 30 лет.
При этом в п. 10.1 (в) нужно указать количество всех военнообязанных из категорий 10.1 (а) и 10.1 (б) с состоянием здоровья «В» – ограниченно годен.
Пп. 10.2, 10.3, 10.4 заполняются показателями по конкретным категориям.
Пп. 10.5–15 должны заполняться только организациями, имеющими право бронировать граждан, то есть входящими в перечни, утвержденные МВК по бронированию.
Когда организация ликвидируется или меняет юридический адрес, то есть выбывает из-под отчета своего военного комиссариата, на карточке ставится отметка военного комиссариата выбытия.
Закон повышает ответственность работодателя
Проведение СВО на Украине выявляет слабые места в организации воинского учета на местах, и постепенно законодательно ужесточаются требования к работодателям по качеству ведения воинского учета.
Так, с 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон № 127-ФЗ от 14.04.2023, согласно которому сокращены сроки предоставления юридическими лицами сведений в военные комиссариаты.
С 01.10.2023 (закон № 404-ФЗ от 31.07.2023) вступают в силу новые размеры штрафов:
- за неуведомление работников о повестках призыва и мобилизации (ДЛ – до 80 тыс. р., ЮЛ – до 500 тыс. р.);
- за непредоставление сведений о военнообязанных (ДЛ – до 50 тыс. р., ЮЛ – до 400 тыс. р.);
- за нарушения в ведении воинского учета (ДЛ – до 50 тыс. р.).
Итак
Форма 18 для военкоматов «Карточка учета организации» содержит в себе основные сведения об организации и составе военнообязанных лиц, состоящих в штате компании. Она является основным документом общего воинского учета и должна ежегодно предоставляться в местные военные комиссариаты с актуальными сведениями всеми юридическими лицами без исключения.
Халатное отношение к организации воинского учета у работодателя может повлечь за собой серьезные нарушения требований к ведению учета военнообязанных лиц и, как следствие, большие штрафы, около 500 тыс. р.
Военно-учетный отдел на предприятии должен проверять имеющиеся документы не только у военнообязанных, но и у других лиц, которые могут быть военнообязанными или призывниками, но по каким-либо причинам таковыми не являются или не имеют оформленных документов. На работодателя возложена ответственность за актуальность предоставляемых в военкоматы сведений и полноту мобилизации и призыва всех штатных работников предприятия.