Должностная инструкция учителя-логопеда в школе

16.07.2024
0
Должностная инструкция - это локальный нормативный акт, регламентирующий должностные права, обязанности и ответственность конкретного специалиста в конкретной организации. Работодателю при составлении должностной инструкции следует руководствоваться профстандартом для данной должности (при его наличии). Ниже рассказываем о должностной инструкции учителя-логопеда. Также вы можете скачать образец такой инструкции ниже бесплатно.
Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
Проверено экспертом

Чем занимается учитель-логопед в школе

Многие ошибочно полагают, что деятельность учителя-логопеда направлена только на постановку звуков и улучшение их произношения. Однако, это лишь верхушка айсберга, которую мы можем услышать. Причины речевых проблем у детей кроются гораздо глубже. Проблемы речи у школьников вызывают сложности в усвоении школьной программы, что нередко приводит к снижению учебной мотивации и, как следствие, отклонениям в поведении.

Бланк по теме: Журнал учета температурного режима холодильного оборудования Посмотреть Скачать

Поэтому главной целью работы учителя-логопеда является развитие всей речевой системы, а именно:

  • развитие связной речи у школьников;
  • коррекция проблемного произношения;
  • пополнение и совершенствование словарного запаса;
  • развитие речевого слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

Обычно, в ходе логопедической работы со школьниками, специалист еще дополнительно занимается решением следующих задач:

  • исправление нарушений письма и речи ребенка;
  • развитие мышления, внимания, памяти, восприятия;
  • развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки;
  • формирование элементарных учебных навыков, например, внимательно слушать учителя, выполнять поставленную на уроке задачу, адекватно оценивать результат своей работы и, при необходимости, исправлять ошибки и так далее.

В отличие от детских садов, педагогическая деятельность учителя-логопеда в школе больше направлена на коррекцию нарушений чтения и письма, а также их профилактику, поскольку эти проблемы оказывают прямое влияние на успеваемость детей в школе.

Должностная инструкция учителя-логопеда по профстандарту

Профстандарт для учителя-логопеда в настоящее время не утвержден, поэтому квалификационные требования к этой должности нужно искать в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. В документе сказано, что для должности «Учитель-дефектолог, учитель-логопед» предусмотрено высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Помимо этого, ст. 331 ТК РФ устанавливает определенные ограничения для учителя-логопеда. Так, на эту должность не может претендовать человек:

  • лишенный права заниматься педдеятельностью по решению суда;
  • имеющий судимость, в том числе погашенную (поэтому при устройстве на работу он должен предоставить справку об ее отсутствии);
  • недееспособный;
  • имеющий определенные заболевания.

Форма должностной инструкции учителя-логопеда

Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции учителя-логопеда нет, поэтому каждая образовательная организация может разработать ее самостоятельно. Должностная инструкция учителя-логопеда составляется по общим правилам, здесь никаких особенностей нет. Форму должностной инструкции может довести учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация школы разрабатывает ее самостоятельно.

В состав документа можно включить следующие разделы.

Общий раздел. В этом разделе указывают нормы трудового законодательства и санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:

  • образование (см. выше про Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих);
  • здоровье – учитель-логопед должен быть здоровым, поскольку педагог плотным образом работает с детьми, поэтому он должен иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
  • ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).

Далее нужно определить схему административного и функционального подчинения учителя-логопеда в процессе рабочей деятельности, а также указать непосредственного руководителя, например, заместителя директора школы. Не забудьте прописать, что учитель-логопед ведет педагогическую деятельность в школе согласно данной должностной инструкции. Также перечислите законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться педагог при осуществлении логопедической деятельности.

Должностные функции и обязанности учителя-логопеда

Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей школы.

Права учителя-логопеда

Педагог имеет права на:

  • нормальные условия труда;
  • своевременную оплату своего труда;
  • информирование администрацией школы обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые его непосредственно касаются;
  • участие в инновационной и творческой деятельности школы;
  • внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
  • своевременное повышение квалификации;
  • право на защиту чести и достоинства.

Ответственность за нарушения

В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую учитель-логопед несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение школе материального ущерба. Рекомендуем указать на конкретные сферы деятельности учителя, например:

  • жизнь и здоровье детей;
  • реализация образовательных программ;
  • сохранность школьного имущества;
  • соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
  • своевременное прохождение медосмотра.

Взаимоотношения и связи по должности

Здесь необходимо определить схему взаимоотношений учителя-логопеда с администрацией школы, родителями учеников и другими членами коллектива (учителями, другими узкими педагогическими специалистами, медработниками и так далее). Взаимоотношения с другими педагогами для учителя-логопеда особенно важны, поскольку он обычно работает в тесной связи, например, с учителями начальных классов.

Обычно еще указывают, что  учитель-логопед должен принимать участие в различных мероприятиях, проводимых в школе (педсоветах, семинарах, вебинарах, совещаниях). Также определяют порядок обмена информацией с администрацией школы.

Еще можно добавить раздел, который будет регламентировать режим работы педагога. А можно просто ограничиться фразой «Режим работы учителя-логопеда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в МАОУ СОШ № 85».

Кто утверждает должностную инструкцию учителя-логопеда

Должностную инструкцию учителя-логопеда утверждает руководитель образовательного учреждения – директор школы. Она должна быть обязательно подписана сотрудником – учителем-логопедом.

Таким образом, должностная инструкция учителя-логопеда – необходимый документ для обеих сторон трудовых отношений. Она разрабатывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Унифицированной формы должностной инструкции учителя-логопеда, как и профстандарта для этой должности, не существует. Поэтому при ее составлении следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
Проверено экспертом