Журнал хозяйственных операций: бланк и необходимые реквизиты
Единой утвержденной формы журнала не существует, слишком обширна область применения регистрационного документа. Обычно предприятие формирует удобный для себя бланк, что разрешено законом «О бухучете» № 402-ФЗ. Вести журнал можно в бумажном варианте – традиционной книгой, сброшюрованной, прошитой и полистно пронумерованной, куда записи заносятся вручную, либо в электронной версии. В специализированных бухгалтерских программах журнал хозяйственных операций заполняется автоматически, поскольку входит в обязательный набор отчетов, формирующихся при соответствующих настройках, и может быть оформлен в бухгалтерской программе за любой заданный отрезок времени.
Обязательными реквизитами журнала являются: № операции, дата ее совершения, содержание произведенной операции, бухгалтерская проводка, сумма и сведения о первичном учетном документе или журнале ордере, где зафиксирована операция. Отражению в журнале подлежат абсолютно все хозяйственные операции. Образец листа журнала:
№ п/п |
Дата |
№ ж/о № первичного документа |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма |
|
Д/т |
К/т |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Порядок документирования хозяйственных операций в разных предприятиях на бумажных носителях несколько разнится, но последовательность заполнения практически одинакова:
- новая запись начинается с новой строки;
- непосредственно отражается операция, ее порядковый номер, дата, содержание;
- записывается проводка и сумма операции. При необходимости, если в сумме проводки их объединяется несколько (к примеру, при получении денег по банковскому чеку, в котором строго разграничено целевое назначение), то в графе «Содержание операции» расписываются все составляющие одной суммы;
- указывается № подтверждающего документа.
Как заполнить журнал хозяйственных операций
Обычно бухгалтер, оформив проводку в бухгалтерских документах, соответствующую запись заносит и в журнал. Представляем журнал хозяйственных операций (образец заполнения с проводками).
№ п/п |
Дата |
№ ж/о № перв. документа |
Содержание хоз. операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма |
Подпись |
|
Д/т |
К/т |
||||||
1 |
10.01 |
Ж/о № 1 ПКО №1 от 2016 |
Поступление с р/с: - на зарплату 150 000 руб.; - хоз. нужды 2 000 руб.; - командировочные 15 000 руб. |
50 |
51 |
167 000 |
|
2 |
10.01 |
РКО № 1 |
Выдана з/плата по вед. № 1 |
70 |
50 |
150 000 |
|
3 |
10.01 |
РКО № 2 |
Выдано под отчет на хоз. нужды |
71 |
50 |
2 000 |
|
4 |
10.01 |
РКО № 3 |
Выдан аванс на командировочные расходы |
71 |
50 |
15 000 |
|
5 |
13.01 |
ПКО № 2 |
Поступила выручка от продажи с лотка |
50 |
62 |
28 000 |
|
6 |
13.01 |
РКО № 4 |
Выручка сдана на р/с в банк |
51 |
50 |
28 000 |
|
В третьей графе журнала бухгалтер делает отметку о первичной учетной форме, которая документально подтверждает факт проведения хозяйственной операции. Не возбраняется также ссылаться на журнал-ордер, где можно увидеть интересующую проводку. Запись о собственно операции должна быть понятной и лаконичной.
Для чего нужен журнал регистрации хозяйственных операций
Пример заполнения этого учетного регистра наглядно демонстрирует, какие операции и в каком периоде проводились. Документирование хозяйственных операций организации и рассмотрение их в совокупности дает возможность грамотному экономисту проанализировать текущую обстановку в компании, проконтролировать ее финансовое состояние, спрогнозировать грядущие изменения, сделать выводы и предпринять усилия для стабилизации экономического здоровья организации.
Таким образом, документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета – неразрывно связанные понятия, обеспечивающие прозрачность и законность хозяйственных операций.