Закупки по гособоронзаказу

15.11.2019
0
Команда СП

Гособоронзаказ – это государственное задание исполнителю на выполнение работ, оказание услуг или поставку товаров, необходимых для обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Он может исполняться как внутри страны, так и иностранными компаниями на основе международных соглашений. Получению государственного оборонного заказа предшествует непростая процедура, состоящая их нескольких этапов. Учитывая цели подобных госзаказов, к исполнителям предъявляются жесткие требования, а платежи производятся через специальные счета, открытые в уполномоченных банках.

Чем регулируется гособоронзаказ: 275-фз и другие акты

Особенности формирования, размещения и выполнения государственных оборонных заказов (сокращенно – ГОЗ) регулируются отдельным нормативным актом – законом о гособоронзаказе № 275-фз от 29.12.2012. Он также определяет ключевые принципы и методы регулирования цен, предлагаемых за услуги, товары и работы по ГОЗ.

44-фз от 05.03.2013 тоже регулирует сферу ГОЗ, но в ограниченном объеме – в отношении гособоронзаказов действуют нормы, не противоречащие требования закона № 275-фз (они являются приоритетными).

До 1 января 2015 года существовала Федеральная служба по оборонному заказу, на которую были возложены контрольные функции в данной сфере. Но затем она была упразднена, а ее надзорные полномочия в рамках гособоронзаказа перешли к ФАС (Федеральной антимонопольной службе). Это закреплено Правительственным Постановлением № 331 от 30.06.2004, утвердившим Положение о ФАС (п.1).

С 30 июля 2019 года к участникам гособоронзаказа предъявляются дополнительные требования. В Приложении 1 Постановления Правительства № 99 от 04.02.2015 появился новый п.6. Он гласит, что к участию в ГОЗ, осуществляемых с целью создания, усовершенствования, ремонта, поставки, утилизации или обслуживания вооружения или военной техники, допускаются организации, у руководителей и главбухов которых отсутствует судимость по ряду уголовных преступлений:

  • злоупотребление полномочиями в сфере ГОЗ (201.1 ст. УК РФ);

  • сбыт, производство, хранение товаров, не отвечающим установленным требованиям безопасности, а также выполнение заведомо небезопасных работ и услуг (238 ст. УК);

  • злоупотребление служебными (должностными) полномочиями (285 ст. УК), и т.д.

Отсутствие судимости подтверждается участником закупки по гособоронзаказу соответствующей справкой, выданной не больше, чем за 90 дней до подачи заявки. Снятая или погашенная судимость руководителей и главных бухгалтеров в расчет не берется.

ФЗ о гособоронзаказе: заказчики и исполнители

Перечень организаций, которые могут стать государственными заказчиками в сфере ГОЗ, приведен в ст.3 закона № 275-фз. К ним относятся:

  • орган федеральной исполнительной власти (в частности, Министерство обороны РФ);

  • госкорпорация «Роскосмос» - по космической деятельности;

  • госкорпорация «Росатом» - по атомной энергии.

От лица вышеперечисленных госзаказчиков заключаются государственные контракты о выполнении оборонных заказов. Другой стороной данных соглашений являются головные исполнители. Ими могут быть только юридические лица. Это одна из особенностей, отличающих гособоронзаказ по 275 – ФЗ от «мирных» закупок осуществляемых в соответствии законом № 44-ФЗ (ст.3, п.4). К участию в обычных госзакупках допускаются и ИП, и граждане, не имеющие такого статуса.

Головные исполнители по ГОЗ имеют право искать исполнителей на выполнение оборонного заказа - целиком или его части. В отношении них не действует ограничение по субъектному составу, то есть ими могут быть не только организации, но и индивидуальные предприниматели, и физическими лицами. Обычно ГОЗ осуществляется несколькими исполнителями, взаимодействующими между собой. Например, кто-то отвечает за производство продукции, другие – за ее разработку, и т.д. Взаимосвязь исполнителей по гособоронзаказу образует кооперацию.

Организации, являющиеся головными исполнителями и исполнителями, представляют отчет по гособоронзаказу – о его исполнении. Согласно Приказу Министра обороны № 554, изданном 08.10.2018, они обязаны отправлять его ежемесячно, если в них были созданы военные представительства. Отчет должен представляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Иные организации, участвующие в исполнении ГОЗ, отчитываются по запросу Минобороны – в десятидневный срок после его получения. Форма требуемого отчета утверждена Правительственным Постановлением № 47 от 19.01.1998. Этот же документ содержит правила его заполнения.

Резервирование счета при гособоронзаказе

Статья 8.3 закона № 275-фз обязывает по каждому госконтракту в сфере ГОЗ списывать денежные суммы только в том случае, если в полученном банком распоряжении будет указан идентификатор договора (присваивается данным государственным контрактам в обязательном порядке согласно ст. 6.1 закона № 275-фз).

Для расчетов по контракту банке головным исполнителем резервируется специальный банковский счет. Он призван обеспечить прозрачность сделки, ее защиту от нецелевых расходов. Через этот счет могут проходить операции, непосредственно связанные с условиями заключенного госконтакта, направленные на его исполнение. То есть поступающие на него средства разрешается расходовать на цели, прямо указанные в договоре по ГОЗ.

Головной исполнитель обязан зарезервировать счет по гособоронзаказу только в уполномоченном банке. До декабря 2017 года их список находился в открытом доступе на официальном сайте Центробанка, где ежемесячно обновлялся. Но затем, в ответ на введение санкций в отношении различных российских организаций, перечень уполномоченных банков в сфере ГОЗ решили скрыть.