Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает порядок определения налоговой базы, тарифных ставок по разным налогам, схемы распределения бюджетных средств, сформированных платежами налогоплательщиков. Комплекс правовых актов в сфере налогообложения определяет исчерпывающий перечень прав и обязанностей всех связанных сторон в экономической деятельности.
Главным регламентирующим документом является Налоговый кодекс РФ. Он состоит из двух частей: устанавливает общие правила налогообложения и определяет порядок налогообложения по каждому действующему в РФ налогу. Сопоставляя положения разных правовых актов в сфере налогообложения, при наличии расхождений между ними, приоритет необходимо отдавать сведениям, указанным в Налоговом кодексе.
Законодательство о налогах и сборах: уровни правовых документов
Законодательная система в области налогообложения формируется по трехуровневой схеме:
- Блок актов федерального значения.
- Региональные правовые документы.
- Местный уровень.
На федеральной ступени регламентация действий налогоплательщиков осуществляется через Налоговый кодекс. Его положения могут дополняться федеральными законами, которые вносят корректировки в налоговое законодательство путем изменения отдельных пунктов действующих норм, или «заморозки» действия определенных требований на некоторое время. Некоторые федеральные законы могут отменять законодательные акты в сфере начисления и сбора налогов или выводить их в разряд утративших силу. Такой порядок определен п. 7 ст. 1 НК РФ.
Примеры федеральных законов в сфере налогообложения:
- Закон «О налоговых органах» от 21.03.1991 г. № 943-1, устанавливающий порядок работы налоговых структур;
- Закон от 27.12.2017 г. № 436-ФЗ об изменениях в НК РФ, которым введена процедура налоговой амнистии в отношении долгов предприятий и физических лиц;
- Закон № 341-ФЗ, принятый 27.11.2017 г. внес коррективы в определении обязательств по уплате НДС, внедрив систему «tax free».
Также, законодательство о налогах и сборах состоит из набора региональных правовых актов, которые призваны дополнить базовые принципы работы субъектов хозяйствования, если это допускает федеральное законодательство. Такие правовые документы не могут противоречить федеральным законам или кодексам, сфера их действия ограничена отдельным субъектом РФ. В их перечень, в частности, входят нормативные акты:
- фиксирующие региональные ставки по транспортному налогу (например, в Ставропольском крае этот вопрос регулирует закон от 27.11.2002 г. № 52-кз);
- устанавливающие региональные ставки по налогу на имущество (например, в Тульской области они зафиксированы законом от 24.11.2003 № 414-ЗТО и законом от 27.04.2017 г. № 33-ЗТО);
- фиксирующие тарифы налога на игорный бизнес (например, закон г. Севастополя № 101-ЗС от 30.12.2014 г.).
На местном уровне принимаются правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы, изменяющие размер ставок этих платежей в пределах, установленных Налоговым кодексом. К примеру, величина налоговой ставки земельного налога может быть изменена актами муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).
Как законодательство о налогах и сборах регулирует налоговые правоотношения:
- определяются перечни налогов и сборов, составляющих основу фискальной системы;
- утверждается спектр обязанностей по уплате налоговых обязательств;
- определяется объем полномочий региональных и местных властей для принятия норм законодательства по отдельным категориям налогов;
- вводится перечень мероприятий, проводимых в рамках налогового мониторинга;
- устанавливаются меры ответственности по выявленным правонарушениям;
- разрабатывается алгоритм обжалования решений контролирующих органов в вопросах налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения между всеми участниками процесса начисления, удержания, взыскания и уплаты налогов. Правовыми актами регламентируются принципы взаимодействия налоговых структур с внебюджетными фондами и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами). Статьи Налогового кодекса устанавливают исчерпывающие перечни прав и обязательств каждого участника правоотношений в сфере налогообложения.
Налоговым законодательством прописаны все возможные варианты действий налогоплательщиков при их несогласии с позицией фискального органа. Физические и юридические лица могут обжаловать неправомерные действия налоговой службы или бездействие, проявленные сотрудниками ФНС. Нормы действующего законодательства, при наличии доказанной вины должностных лиц, позволяют привлечь их к ответственности.
Не входят в состав налогового законодательства правовые акты, касающиеся таможенного оформления грузов, уплаты страховых взносов на «травматизм». Не могут быть причислены к законодательным документам письменные разъяснения различных ведомств и министерств (письма Минфина РФ, ФНС РФ и т.п.).