Верховный суд отменил штраф за позднюю сдачу СЗВ-М

09.07.2018
0
Команда СП

По правонарушениям, связанным с некорректным отражением данных или просрочкой подачи в ПФР формы СЗВ-М, штрафы предусмотрены ст. 17 Закона о персучете от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ. При нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М, предприятия и ИП должны заплатить по 500 руб. за каждого застрахованного работника, по которому не был вовремя подан отчет.

Напомним, что предельные даты подачи СЗВ-М в разных отчетных периодах отличались:

  • до 2017 года форма подавалась не позже 10 числа в месяце, следующем за месяцем, по которому сформированы данные;
  • с 2017 года срок сдачи СЗВ-М был удлинен – на его подготовку и отправку вместо 10 теперь дается 15 дней – до 15 числа следующего за отчетным месяца.

Верховный суд в Определении от 15.05.2018 г. № 306-КГ17-22270 обозначил новые правила применения штрафных санкций за просрочку отчета. Ранее Пенсионный фонд штрафовал работодателей за просрочки с учетом предельных дат подачи отчетных форм, которые были актуальны на момент совершения правонарушения. Верховный суд показал способ изменения устоявшейся практики – это Определение позволяет субъектам хозяйствования оспаривать выписанные ПФР штрафы за 2016 год с учетом новых сроков.

Позиция Верховного суда по делам о сдаче СЗВ-М: штрафы за 2016 год

Дело рассматривалось о назначении штрафа за просрочку при сдаче СЗВ-М за сентябрь 2016 года – предприятие не успело до 10 октября подать сведения в Пенсионный фонд, в итоге СЗВ-М был направлен в контролирующий орган лишь 12 числа. ПФР выписал штраф на крупную сумму – более 770 000 руб. (по 500 руб. за каждого работника в отчете, сданном с опозданием). Компания настаивала на снижении размера штрафной санкции до разумного, т.е. в 100 раз, но суды разрешили уменьшить штраф только в 10 раз.

Верховный суд РФ нашел основания для рассмотрения правонарушения с учетом смягчающих обстоятельств, которые не смогли увидеть суды других уровней:

  • п. 1 ст. 54 Конституции РФ указывает, что отягчающие ответственность изменения законодательства не имеют обратной силы;
  • в п. 2 ст. 54 Конституции оговорено, что наличие оснований для привлечения к ответственности за правонарушения в момент его совершения не исключает возможности применения новых норм законодательства, принятых после даты нарушения (при условии, что обновленные положения правовых актов носят смягчающий или отменяющий характер).

Применительно к ситуации со штрафами за просрочку СЗВ-М в 2016 году это означает, что предприятия, которые подали отчет в период с 11 до 15 числа в месяце, который следует за отчетным в 2016 году, а не до 10 числа (как было положено в 2016 году), решение Пенсионного фонда может быть признано судом не подлежащим исполнению. Если же компания просрочила отчет более чем на 5 дней (т.е. форма была сдана с нарушением даже новых сроков, введенных в 2017 году), то штраф начисляется на общих основаниях.

Верховный суд указал, что штрафное решение судов нижестоящих инстанций не подлежит исполнению ввиду наличия новых положений закона, смягчающих ответственность правонарушителя и имеющих обратную силу. Таким образом, Определение Верховного суда позволяет работодателям, получившим штрафы за просрочку СЗВ-М в 2016 году, оспорить предъявленные к взысканию суммы в судебном порядке. Субъекты хозяйствования могут рассчитывать на удовлетворение своего ходатайства при условии, что дата подачи отчета была нарушена незначительно – документ был принят контролирующим органом в срок до 15 числа в месяце, следующем за отчетным интервалом.