Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется в соответствии со стандартами ФЗ № 173-ФЗ, датированного 10 декабрем 2003 года, закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года и отраслевыми законодательными документами Основной целью мероприятий по надзору за операциями с иностранными валютами стало обеспечение стабильности рубля и валютных процессов внутри страны.
Валютный контроль в РФ: задачи и участники
Система мер по контролю над действиями участников сделок с валютой предназначена для решения ряда задач:
- введение обязательного лицензирования обменных пунктов для предотвращения появления мошеннических схем;
- отслеживание операций по купле и продаже иностранной валюты на территории России;
- ликвидация валютных спекуляций путем запрета незадекларированного провоза через границу больших сумм валютной наличности;
- мониторинг законности сделок по экспорту и импорту, реализации контрактов с зарубежными контрагентами.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется при соблюдении условия невмешательства в операции частных лиц с валютой органами власти. Органами контроля являются 3 структуры:
- Банк России.
- Федеральная налоговая служба.
- Органы таможенной службы.
В роли агентов выступают уполномоченные банковские структуры, профучастники на рынке ценных бумаг с Внешэкономбанком. Банк России специализируется на операциях юридических лиц из категории кредитных и финансовых учреждений. Деятельностью остальных резидентов и нерезидентов занимаются ФНС, служащие таможенных органов и контролирующие агенты.
На практике применяются следующие виды валютного контроля:
- Предварительный, особенностью которого является его реализация на этапе, предшествующему моменту совершения валютной сделки.
- Текущий, осуществляемый во время заключения сделки.
- Последующий, оперирующий фактами уже заключенного соглашения по валютным операциям.
Валютный контроль - 2017: ключевые нововведения
В 2017 году таможенные и налоговые органы были причислены к органам контроля, ранее они считались агентами валютного надзора. Банк России получил расширенный набор полномочий в отношении взаимодействия с некредитными организациями. Обновленные правила документооборота предполагают передачу заверенных копий документации в адрес органов контроля агентами для реализации контролирующих мероприятий.
У банков появилась возможность самостоятельно решать, применять процедуру идентификации к физлицам или нет в случае обмена последними иностранной валюты в рублевом эквиваленте до 40 000 рублей.
Валютный контроль – права и полномочия участников
В ст. 23 закона № 173-ФЗ приведен список полномочий валютных агентов:
- им вменяется в обязанность проведение проверок деятельности резидентов и нерезидентов на предмет соответствия ее валютному законодательству;
- разрешается сверяться с данными учета и отчетности подконтрольных субъектов, затрагивающими валютные операции, для оценки полноты и достоверности отраженной информации;
- оформлять запросы, нацеленные на получение документов и сведений по валютным сделкам, процедурам открытия счетов и движения на них.
Валютный контроль в РФ осуществляется путем наделения органов контроля дополнительным набором функций и прав. В частности, им разрешается выдавать предписания с требованием устранить обнаруженные факты нарушений в сфере валютного законодательства и применять соответствующие меры ответственности к участникам незаконных сделок.
Валютный контроль в РФ предоставляет достаточный уровень защиты интересов подконтрольных субъектов для поддержания баланса интересов сторон. Органам и агентам контроля предписывается соблюдение правила, по которому запрашиваемые документы в обязательном порядке должны иметь прямое отношение к объекту проверки.
Для подконтрольных субъектов прописано право знакомиться с содержимым актов проверок, подавать жалобы и апелляции для оспаривания действий и заключений контролирующих органов и агентов. При доказанной неправомочности мероприятий или решений по результатам проверки подконтрольные резиденты и нерезиденты могут требовать возмещения им ущерба, причиненного по причине некорректной деятельности органов контроля.