Что такое смета доходов и расходов
Смета доходов и расходов – это один из финансовых инструментов, позволяющих структурировать все доходы и расходы предприятия в разрезе соответствующих статей. Наличие корректно составленной сметы значительно упрощает процесс контроля за расходами предприятия путем согласования запланированного расхода с утвержденной сметой (бюджетом). Кроме того, наличие утвержденной руководителем сметы позволяет обосновать понесенные в течении отчетного периода расходы перед собственниками и управленческим персоналом предприятия.
Поскольку смета доходов и расходов входит в состав системы управленческого учета, то для каждого предприятия данная форма адаптирована под тот вид деятельности, который ведет организация.
Смету (бюджет) следует относить к динамическим формам управленческого учета и контроля. Это означает, что на протяжении отчетного периода значения сметы могут и должны меняться. В таких случаях, как правило, первоначальные расчетные значения оставляют с пометкой «Бюджет», а скорректированные «Прогноз».
Причин тому множество:
- резкое колебание объемов производства;
- заключение новых / расторжение забюджетированных контрактов с контрагентами;
- внутренние и внешние экономические факторы;
- прочее.
Еще больше полезной информации по теме - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Где применяется смета доходов и расходов
Область применения сметы доходов и расходов зависит от того, какую цель преследует тот сотрудник, который взялся за ее анализ:
- Коммерческая служба в первую очередь смотрит на доходную часть документа, т.к. составлялась смета на основании планов продаж, разработанных именно коммерсантами. От выполнения плана продаж, как правило, зависят их личные бонусы по итогам работы.
- Управленческий аппарат более всего интересуют расходы и финансовый результат.
- HR-отдел отслеживает затраты на персонал, включая расходы на страхование и обучение.
- Финансовый отдел — самый ревностный ценитель сметы доходов и расходов, т.к. документ является основой для любого вида финансового анализа.
Смета позволяет проводить план-фактный анализ отклонения фактических показателей от запланированных. Она служит для планирования постоянных издержек при составлении прогноза на будущие периоды. Использование сметы допустимо при составлении очередности платежей, что особенно полезно при ограниченном количестве свободных денежных средств на счетах предприятия.
Структура сметы доходов и расходов
Название документа «Смета доходов и расходов» говорит само за себя: структура сметы состоит из доходной части, расходной составляющей, и, как следствие, прогнозируемого финансового результата.
Пример составления сметы доходов и расходов
Доходная часть сметы формируется на основании прогнозируемых объемов производства и продаж. Данные предоставляет коммерческая служба. В зависимости от вида деятельности, который ведет организация, структура будет значительно отличаться. В рамках данной публикации мы рассмотрим смету доходов и расходов организации, которая ведет торговую деятельность, а также оказывает услуги. Важно, что объем услуг напрямую зависит от объема продаж самой продукции.
Следующим шагом при составлении сметы доходов и расходов является планирование прочих расходов. Если финансовый контролер или экономист проработал несколько лет в штате данной компании, то планирование расходной части бюджета не представит для него сложностей. Как правило, используют фактические данные по результатам 7-9 месяцев работы в текущем периоде и прибавляют прогнозные данные до конца года.
Немаловажной статьей сметы являются прочие доходы и расходы. Однако, как правило, при бюджетировании эти цифры не прогнозируются, но фактические данные активно используются при сопоставлении фактического результата с плановым.
В нашем примере мы заложим сумму прочего дохода в виде процентов за размещение денежных средств на депозитных счетах, т.к. на момент составления сметы нам известна сумма, планируемая к размещению и примерный банковский процент за пользование денежными средствами. Курсовые разницы никогда не планируются.
Налог на прибыль рассчитывается исходя из ставок, применяемых в организации. В нашем случае это стандартные 20%:
Конечно, мы значительно упростили наш пример, разбив объем продаж равномерно в разрезе месяцев года. В реальной жизни так бывает редко. Равно как и часть расходов планируется на определенный месяц. Однако, используя приведенный пример, без труда можно составить смету доходов и расходов для вашей компании.
Особенности составления сметы доходов и расходов в некоторых организациях
Все, что мы рассмотрели в нашей публикации, до настоящего момента актуально для коммерческих / хозрасчетных организаций. Однако, в зависимости от формы организации предприятия, составление сметы доходов и расходов может иметь некоторые нюансы.
В бюджетных учреждениях
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – это экономическая форма, в которой отражена информация о суммах полученных из бюджета средств и их расходовании в соответствии с целевым назначением. Экономист бюджетной организации отражает в смете все доходы бюджетной организации, получаемые как из бюджетов соответствующих уровней, так и из внебюджетных фондов и коммерческой деятельности.
Распоряжение средствами, полученными из бюджетов различных уровней, подлежит обязательному утверждению вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Происходит это посредством представления сметы доходов и расходов по строго установленной форме в срок — не позднее 10 дней со дня получения уведомления о выделении бюджетных ассигнований. Форма сметы утверждается приказом соответствующего министерства.
Представленную смету распорядитель бюджетных средств обязан утвердить в срок — не позднее пяти рабочих дней со дня представления.
В срок, не более одного рабочего дня с момента утверждения, смета доходов и расходов передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет – иными словами в федеральное казначейство. Расходование бюджетных средств допустимо строго в соответствии с утвержденной сметой. Однако за бюджетными учреждениями сохранена возможность самостоятельного выбора в расходовании средств, полученных из внебюджетных фондов и от предпринимательской деятельности.
Суть составления и утверждения сметы бюджетным учреждением заключается в том, что она регламентирует и конкретизирует права и обязанности организаций, получающих средства из бюджета по образованию и расходованию отпущенных денежных средств. В свою очередь, вышестоящие органы получают возможность строгого контроля над использованием средств налогоплательщиков в соответствии с их целевым назначением.
Сметы бюджетных учреждений имеют свою классификацию:
- индивидуальная – составляется отдельным бюджетным учреждением;
- сводная – объединяет индивидуальные сметы учреждений, относящихся к одной сфере деятельности, группируя их по соответствующим министерствам, ведомствам и исполнительным органам власти;
- централизованная – название говорит само за себя.
Разительным отличием сметы бюджетного учреждения от сметы коммерческой организации является наличие в документе кодов бюджетной классификации, в соответствии с которыми и происходит расходование бюджетных ассигнований.
Составление и расходование средств в соответствии со сметой происходит с применением нормативов расходования по каждой статье расходов. Данные нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов РФ принципа распределения средств, полученных от государства. Нормативы расходования бюджетных средств устанавливается компетентным органом на одну единицу, и, как правило, не соответствуют реальным потребностям бюджетного учреждения.
В некоммерческих организациях
Некоммерческие организации при получении целевых средств обязаны составлять смету доходов и расходов. Утверждение сметы, а также внесение в нее изменений осуществляется высшим органом управления организации. Строго определенных требований, закрепленных на законодательном уровне, при составлении сметы не предусмотрено (за исключением сметы доходов и расходов благотворительных организаций).
При составлении сметы доходов и расходов некоммерческой организации, в нее должна быть включена информация о состоянии активов и пассивов, согласно данным бухгалтерского учета, а также данные о принадлежащем организации имуществе.
Документом, в котором отражается получение целевых средств и их расходование, является именно смета.
Смета доходов и расходов составляется на календарный параллельно с финансовым планом, утверждённым руководством некоммерческой организации.
Образец сметы доходов и расходов для НКО
Как мы уже сказали, в отличии от бюджетных учреждений, строго определенной формы сметы не существует. Обычно документ составляется в разрезе статей доходов и расходов, предусмотренных отчетом о прибылях и убытках.
Предлагаем скачать наш образец сметы доходов и расходов для НКО.
Бланк по теме:Подводим итоги
Завершая публикацию, хочется выразить надежду, что информация, изложенная в статье, поможет вам при составлении бюджетного плана вашей организации.