На сегодняшний день необходимые государственным и муниципальным учреждениям, организациям товары или услуги приобретаются с учетом законодательства о контрактной системе закупок. Участником торгов может быть любой субъект предпринимательской деятельности или физическое лицо. В связи с тем, что приобретаемые услуги или товары необходимы государству, к поставщикам, а также к процессу исполнения ими контрактов, предъявляются особые требования и методы регулирования. Одним из инструментов такого регулирования является включение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), при возникновении ситуации, когда исполнителем допущены нарушения требований законодательства о закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков ФАС: понятие
РНП содержит сведения об участниках тендеров, допустивших нарушения законодательства в процессе подписания или исполнения госконтрактов. Законодательную основу ведения реестра составляют ст. 104 закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе в сфере закупок, ст. 5 закона о закупках № 223-ФЗ от 18.07.2011 и «Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков», утвержденные Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062. Фактически учет недобросовестных поставщиков ведется в двух реестрах – по закону № 44-ФЗ и по закону № 223-ФЗ, но на практике заказчик, действующий по одному из этих законов, может предусмотреть запрет для участия ненадежных исполнителей сразу по обоим реестрам.
Государственный орган, на который возложены полномочия вести Реестр недобросовестных поставщиков – ФАС. Официальный сайт этого ведомства содержит как информацию о порядке ведения этого списка, так и ссылку на него.
Федеральная антимонопольная служба проводит проверку жалоб, которые направляют заказчики в связи с недобросовестными действиями со стороны победителей торгов или исполнителей. При наличии достаточных оснований осуществляется их добавление в Реестр. Данные полномочия возложены на центральный аппарат ФАС и региональные управления ведомства.
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков
Основания включения в РНП исполнителя госконтракта регламентированы законодательством и не могут толковаться расширенно (ст. 104 закона № 44-ФЗ; ст. 5 закона № 223-ФЗ):
-
Победитель торгов уклоняется от подписания контракта;
-
Контракт расторгнут судебным решением из-за допущенных исполнителем нарушений условий его исполнения;
-
Заказчик расторгает контракт, т.к. исполнителем допущены нарушения его существенных условий (данное условие предусмотрено только законом № 44-ФЗ).
Для внесения подрядчика в РНП заказчик обращается в ФАС с представлением доказательств нарушений. Такое обращение должно быть направлено не позднее трех дней (рабочих) с момента установления факта нарушения, например, вынесения судебного решения о расторжении контракта.
Федеральная антимонопольная служба за 5 рабочих дней проводит работу по проверке представленных документов, обоснованности обращения. При наличии оснований для признания поставщика недобросовестным, осуществляет внесение в Реестр недобросовестных поставщиков.
Исключение из Реестра происходит автоматически, через два года с даты внесения. Досрочное исключение возможно после обжалования в судебном порядке решения, которым антимонопольщики внесли исполнителя в Реестр.
Реестр недобросовестных поставщиков - официальный сайт
РНП носит открытый характер и любое заинтересованное лицо вправе получить информацию из него. Принцип открытости реализуется путем размещения данных сведений на портале Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
Еще один вариант получения сведений, входящих в Реестр недобросовестных поставщиков ФАС – официальный сайт ведомства. Нажав пункт основного меню «Информационные системы», нужно пройти по ссылке «Реестр недобросовестных поставщиков».
В ЕИС содержится вся информация, которая вносится в реестр о недобросовестном исполнителе:
-
Наименование исполнителя, его ИНН и адрес регистрации;
-
Данные единоличного исполнительного органа исполнителя: Ф.И.О., ИНН;
-
Наименование органа, принявшего решение о включении в РНП;
-
Причина включения в реестр;
-
Дата внесения и исключения;
-
Данные о заказчике: наименование, ИНН, место нахождения;
-
Информация о закупке: номер извещения, наименование закупки, способ определения поставщика, дата проведения конкурсной процедуры, предмет закупки и цена контракта.
На ЕИС реализована возможность проверки на предмет занесения компании или индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков по ИНН. Такую проверку бесплатно может осуществить любой желающий, в том числе участники торгов и представители заказчиков.
Последствия внесения в Реестр
Включение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусматривает определенные ограничения в возможности дальнейшего участия в тендерных процедурах. Форма заявок на участие в любых конкурсных процедурах, проводимых в рамках закона № 44-ФЗ или закона № 223-ФЗ, предусматривает декларирование факта отсутствия в РНП. При этом законодательство содержит разную трактовку последствий в зависимости от проводимой процедуры.
Читайте также: Как получить ЭЦП для участия в электронных торгах
Реестр недобросовестных поставщиков: 44-ФЗ
Данный закон предусматривает однозначный запрет на участие в тендерах компаний, внесенных в РНП, при условии, что такое ограничение установлено заказчиком в требованиях к участникам (п. 1.1. ст. 31 закона № 44-ФЗ). Ограничение действует на протяжении двух лет с момента внесения. Поставщик, включенный в РНП, может подать заявку на участие, но оператор электронной площадки в течение 1-го часа обязан её вернуть участнику, в порядке пп. 5 п. 11 ст. 66 закона № 44-ФЗ, тем самым не допуская недобросовестного поставщика к участию в закупочной процедуре.
Реестр недобросовестных поставщиков: 223-ФЗ
Согласно федеральному закону № 223-ФЗ, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков - не обязательное условие допуска к участию в конкурсных процедурах. Однако, заказчики вправе, согласно п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ, включить данное требование в условия участия, и на практике они этим правом пользуются довольно часто, тем самым фактически сравнивая последствия попадания в РНП с законом № 44-ФЗ.
Реестр недобросовестных поставщиков - закупки коммерческих структур
Несмотря на то, что РНП ведется в рамках государственной системы закупок, многие коммерческие организации, осуществляющие тендерный отбор поставщиков и исполнителей, также довольно часто одним из критериев отбора ставят их отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков. Законодательство не обязывает это делать, но они могут принять локальные документы, предусматривающие такие условия. С точки зрения защиты конкуренции данное требование не нарушает антимонопольное законодательство.
Таким образом, попадание в РНП на два года закрывает возможность участия в большинстве тендерных процедур, проводимых заказчиками различного уровня.