Коллективные трудовые споры (КТС) возникают между работодателями и работниками по поводу защиты трудовых прав в части условий труда и его оплаты, а также при заключении коллективных договоров. Процедура урегулирования подобных трудовых споров приведена в главе 61 ТК РФ. Первым шагом в разрешении спора являются примирительные процедуры, а крайней мерой, направленной на защиту прав коллектива, при игнорировании требований работников - забастовка. Примирительные мероприятия включают создание примирительной комиссии, привлечение посредника, рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
На стадии примирительных процедур формируется специальная примирительная комиссия, в которой имеют право состоять представители обеих конфликтующих сторон. На практике именно грамотное проведение и оформление примирительных процедур связано со значительными трудностями. Согласно ст. 403 ТК РФ стороны в процессе примирительных действий имеют право пригласить посредника для разрешения трудовых споров, о чем составляется соответствующее соглашение между сторонами. Порядок данной процедуры расписан также в Рекомендациях Минтруда об организации работы по рассмотрению КТС (постановление № 58 от 14.08.2002).
Примирительная комиссия при недостижении договоренности о разрешении спора, оформляет протокол разногласий, и не позднее следующего рабочего дня стороны проводят переговоры о приглашении посредника или инициировании трудового арбитража. При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника он приглашается в течение 3-х рабочих дней, следующих за подписанием протокола разногласий. Если 3 дня прошли, а согласование кандидатуры посредника не произошло, представители работодателя и работников начинают договариваться о начале процесса трудового арбитража.
Требования к кандидатуре посредника
Посредник — независимая третья сторона, помогающая работодателям и работникам найти приемлемое для обеих сторон решение через конструктивный диалог благодаря своим знаниям психологии и профессиональному опыту. Кандидатуру посредника может предложить любая сторона спора. Также, при поиске посредника участники трудового спора могут направить запрос в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) или соответствующим службам по труду в регионах. Роструд ежегодно подготавливает списки кандидатов в качестве посредников при подобных конфликтах с согласия данных лиц и конфликтующих сторон. Такие данные содержат:
-
ФИО;
-
возраст и год рождения кандидата;
-
профессию и текущую должность в данный момент;
-
фактический опыт работы в социально-трудовой сфере.
На практике роль посредника часто выполняют представители вышестоящих профсоюзных органов, представители органов государственной власти, трудовые инспекторы, а также специалисты в области психологии, конфликтологии, трудового права и т.п.
Стоит отметить: основное требование, предъявляемое законодательством к посреднику при разрешении коллективных трудовых споров — это гражданская дееспособность физического лица. Стороны должны признавать его беспристрастность, компетентность и объективность. Посредник должен обладать достаточным опытом для поиска решения конфликтной ситуации, проявлять заинтересованность, уметь убеждать и аргументировать свои доводы, а также владеть методами переговорного процесса. Правила поведения посредника при разрешении трудовых конфликтов приведены в Памятке, прилагаемой к Рекомендациям Минтруда.
Права и обязанности посредника
В ч. 3 ст. 403 ТК РФ и Рекомендациях Минтруда от 14.08.2002 подробно рассмотрен комплекс прав, обязанностей и правовой статус посредника при трудовых конфликтах. Посредник вправе:
-
истребовать для оценки, рассмотрения и анализа необходимую ему документацию и информацию по данному коллективному трудовому спору;
-
организовывать общие или отдельные закрытые заседания с представителями конфликтующих сторон;
-
рекомендовать различные способы разрешения трудового конфликта, удовлетворяющие требованиям спорящих сторон;
-
подписывать достигнутые договоренности в форме решений и постановлений вместе с представителями участников спора.
В круг обязанностей посредника входит неразглашение коммерческой, служебной и государственной тайны. Посреднику запрещено оказывать давление на стороны конфликта.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника на предприятии происходит в течение 3-х рабочих дней после того как он был приглашен к разрешению конфликта, а на более высоких уровнях соцпартнерства – 5 рабочих дней (ч. 5 ст. 403 ТК РФ). Результатом работы посредника является достижение договоренности и принятие сторонами соответствующего письменного решения либо составление протокола разногласий.