Правила проверки ККТ: что изменилось в законе с 01.03.2022

09.03.2022
0
С 1 марта 2022 года контроль и надзор за соблюдением законодательных норм о применении ККТ регулирует закон № 248-ФЗ от 31.07.2020 (акт. ред. - 06.12.2021). Действует также Положение о федеральном госконтроле, утв. постановлением Правительства РФ № 272 от 28.02.2022. В статье затронем новые правила контроля, расскажем, что содержит решение о проведении подобных контрольных (надзорных) мероприятий.

Какие проверки будут проводиться

Отныне проверки ККТ у организаций, ИП именуются не иначе, как контроль (надзор) за соблюдением законов РФ о применении ККТ. При этом плановые проверочные мероприятия отменяются, а допускаются следующие виды внеплановых:

  1. Документальная проверка без выезда к плательщику - проводится на протяжении 10 раб. дней на основании данных, документации, которая имеется у ИФНС.
  2. Контрольная закупка - условная сделка купли-продажи, предусмотренная ИФНС для проверки выполнения правил торговли (когда инспектора под видом покупателей приобретают товар и наблюдают за продавцом, выдаст ли он чек, затем показывают документы о том, что это контрольная закупка, возвращают товар и забирают деньги).
  3. Наблюдение за выполнением обязательных требований – сбор, изучение сведений (имеющихся у ИФНС и поступающих при межведомственном взаимодействии) об объектах, подлежащих контролю;
  4. Выездное обследование – оценка того, как плательщики выполняют обязательные требования, причем без взаимодействия с контролируемым лицом;
  5. Выездная проверка – комплексное мероприятие, которое проводится для того, чтобы при непосредственном взаимодействии с организацией, ИП (т. е. контролируемым лицом) выяснить, как выполняются обязательные требования и решения надзорных органов.

Проводятся перечисленные выше мероприятия, как и раньше, налоговой инспекцией по месту установки кассовой техники (учитываются и жилые помещения) либо нахождения организации, ИП.

Учет проверочных мероприятий и их результатов

Для учета перечисленных проверок, их результатов, а также решений, действий должностных лиц контролирующих органов создан и действует специальный единый реестр - ФГИС ЕРКНМ. Он предназначен для всех работников территориальных отделений ИФНС, которые занимаются проведением контролирующих, профилактических мероприятий. Соответственно, в реестре фиксируют информацию о проведении профилактических и надзорных мероприятий.

Каждое проводимое мероприятие подразумевает определенный состав информации, срок их занесения в реестр, а также порядок отображения в публичном доступе. Об этом свидетельствуют Правила формирования, ведения данного реестра, утв. ПП № 604 от 16.04. (акт. ред. - 15.07.2021). Приложение к данным Правилам предусматривает указание следующих данных в таблице:

  1. Вид заносимых сведений.
  2. Конкретный срок внесения.
  3. Источник (включая форму, справочник).
  4. Статус отображения в публичном доступе: виден всем – 1, только контролирующему лицу после авторизации – 2, виден после завершения события всем – 3.
  5. Занесение: 1 – без информации, внесенной в соответствующий срок, 2 – при наличии сведений.

Например, при документарной проверке в реестр вносится:

  • вид сведений - № электронного паспорта проводимого мероприятия;
  • срок занесения – на момент создания;
  • источник – автоматически присваивается системой и не меняется;
  • статус – 1 (доступен для всех);
  • занесение – 1 (без указанных сведений).

Если сведения по мероприятию в реестре отсутствуют к началу его предполагаемого проведения, то проводить его нельзя. Контролируемые организации, ИП могут просматривать, узнавать информацию по проверкам через личные кабинеты соответствующих ведомств и портал Госуслуги.

Особенности проведения внеплановых проверок

Таким образом, уведомлять контролируемое лицо о грядущей проверке не будут. Узнать заранее, что она будет проводиться, организации либо ИП не смогут. После принятия решения о проведении проверки, ИФНС заносит требуемые сведения в реестр. Доступ к ним ограничен. Проверяемое лицо сможет получить доступ только после завершения проверки, на следующий день.

При проведении очных мероприятий проверяющий инспектор должен:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • показать решение о его проведении перед мероприятием, а при проведении контрольной закупки – после нее, с сообщением результатов через e-mail либо на портал Госуслуги;
  • № мероприятия в реестре.

Проверка должна проводиться по соответствующим основаниям, с правильным оформлением документов и после занесения сведений по ней в реестр. При наличии нарушений контролируемая организация (ИП) могут обжаловать ее результаты в вышестоящих инстанциях и суде. 

Решение о проведении контрольного мероприятия

Внепланово проверки проводятся по факту нанесения вреда охраняемым ценностям. Также их инициируют при наличии индикаторов риска, указывающих на возможность нарушения обязательных требований по применению ККТ.

Три вида индикаторов риска установил Минфин в проекте приказа 28.01.2022. Например, одним из индикаторов значится отсутствие фискальной документации (при наличии регистрации ККТ!) на протяжении 15 кал. дней.

Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, должно включать:

  1. Стандартные реквизиты документа: №, дата решения и орган его принимавший.
  2. Вид проводимого мероприятия и основание для его проведения.
  3. Период начала и окончания мероприятия.
  4. Информация о проверяемом лице (организации, ИП): реквизиты, адрес проверки.
  5. Действия проверяющих лиц. В их числе - осмотр, истребование документов, письменные объяснения, экспертиза, проч.
  6. Перечень документов, запрашиваемых у контролируемых лиц (регистрационные данные по ККТ, документы по ее применению, иное).
  7. Персональные данные проверяющих лиц, а также привлекаемых сторонних экспертов по работе с ККТ, технических специалистов, проч.

Внеплановые мероприятия предполагают анализ того, насколько правильно используется ККТ. Помимо этого, проверяющие изучают схему доступа к отработанным накопителям, паролям, контрольным лентам, проч.

Решение должно содержать QR-код. При помощи его можно сразу зайти на единый реестр и просмотреть соответствующую запись о проверке.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: ККТ