Постановление №616 от 30.04.2020: разъяснения

22.07.2020
0
Команда СП

С 1 июля 2020 г. вступили в силу нормы, предусмотренные постановлением Правительства России от 30.04.2020 № 616, которое регулирует деятельность участников системы госзакупок. Рассмотрим, в чем сущность данных норм, и каковы особенности их применения.

Постановление 616: запрет на допуск иностранных товаров

Постановление Правительства №616 от 30.04.2020 года, изданное в соответствии с положениями п. 3 ст. 14 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе для обеспечения государственных нужд», направлено на защиту внутреннего рынка и поддержку российских товаропроизводителей. Постановление № 616 устанавливает запрет на приобретение иностранных промышленных товаров в рамках системы госзакупок.

Постановление Правительства №616 вступило в силу с 1 мая 2020 года (в отношении автомобилей и колесных ТС – с 1 июля 2020 года). Одновременно с этим утратил силу ряд других нормативных актов, имеющих отношение к регулированию госзакупок в части осуществления оборота товаров иностранного происхождения, в том числе Постановления Правительства РФ:

  • от 14.07.2014 № 656;
  • от 11.08.2014 № 791;
  • от 05.09.2017 № 1072;
  • от 14.01.2017 № 9;
  • от 07.03.2019 № 239;
  • от 20.09.2018 № 1119.

В случае применения неактуальных норм вместо новых, которые содержит Постановление Правительства №616 от 30.04.2020 г., регулирующие органы (например, подразделения ФАС) могут направить участнику системы госзакупок претензии и принять в отношении него различные меры вплоть до вынесения предписания об аннулировании закупки. Такие же последствия будут при некорректном выполнении положений Постановления.

Запреты, которые ввело 616-е Постановление Правительства (на 2020 год), устанавливаются по закупкам иностранных товаров, приведенным в Перечне из приложения к рассматриваемому нормативному акту. Если товар произведен в каком-либо из государств ЕАЭС, запреты, отраженные в Постановлении № 616, не применяются.

Распространяются данные ограничения не только на товар как таковой, но также и на использование товара в рамках оказания услуг или работ, заказанных по государственному контракту, а также, если товар подлежит применению в качестве предмета аренды либо берется в лизинг.

Постановление Правительства № 616 от 30 апреля 2020 года также устанавливает дополнительное правило по госзакупке тканей, текстиля, одежды и обуви (п. 1-7, 124 и 125 Перечня): закупаться должны только те товары соответствующего типа, которые произведены из материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Россия или другая страна-член ЕАЭС. Такое же правило действует при выполнении работ или оказании услуг с использованием соответствующих товаров (п. 5 Постановления). В случае с остальными товарами страна происхождения материала или полуфабриката значения не имеет.

В ряде случаев постановление № 616 все же разрешает осуществлять госзакупки иностранных товаров. Не считая случая, когда зарубежный товар происходит из страны ЕАЭС, соответствующие закупки разрешены, если (п. 3 Постановления № 616):

  • в России или странах ЕАЭС не производится требуемый товар;
  • стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. рублей, а общая стоимость закупки не превышает 1 млн рублей (исключение – ткани, текстиль, одежда и обувь, по ним рассматриваемое разрешение не применяется);
  • только иностранный товар оказывается совместим с товаром, используемым заказчиком, в то время как альтернативы, имеющие другие товарные знаки, не совместимы с ним (исключение – товары по п. 67-71 Перечня: тракторы гусеничные и некоторое пищевое оборудование);
  • осуществляется закупка запчастей, расходников, а также изделий, совместимых с обрабатывающим оборудованием (п. 47-51 Перечня), которое использует заказчик;
  • товары закупаются ФСБ, ФСО, органами разведки, МВД, Нацгвардией, Управделами Президента РФ, Главным управлением специальных программ Президента РФ, при условии, что стоимость единицы товара не превышает 2 млн. руб., а также если товар закупается ФСО для целей госохраны или МВД закупает автомобили для таких целей (подп. «д» и «е» п. 3 Постановления № 616).

Основной источник данных, по которому определяется российское или евразийское происхождение товара – реестры, которые ведет Минпромторг:

  • по российской промышленной продукции;
  • по евразийской промышленной продукции (то есть, произведенной в других странах ЕАЭС).

Рассмотрим особенности их применения.

Читайте также: Новые правила заключения контракта с единственным поставщиком

Реестры по Постановлению № 616: особенности применения

Пока что ведомство разработало реестр только по российским товарам. Используя тот или иной реестр по 616 Постановлению, участник системы госзакупок должен включать в заявку, направляемую заказчику, выписку из него (а в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства России от 17.07.2015 № 719, использовать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических условий на территории РФ). Впоследствии сведения о реестровых записях по товару отражаются в контракте (п. 10 Постановления № 616).

Минпромторгу же предписано давать участникам системы госзакупок, которые обязаны выполнять постановление № 616, разъяснения по вопросам применения рассматриваемого нормативного акта. В частности, такие разъяснения имеет смысл запрашивать в случае, когда нужный товар не производится в России, но может быть заказан из страны ЕАЭС, в то время как реестр по товарам из таких стран ведомство пока не разработало. Как и, например, в случае, если поставщик желает попасть под исключения, предусмотренные п. 3 Постановления.

Если планируется поставить товар, который не производится в России, поставщик должен получить специальное разрешение Минпромторга, если такой товар есть в Перечне.

Читайте также: Контрактная система в сфере закупок: изменения

Сопутствующие нормы: правило «третий лишний»

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 правомерно рассматривать в общем контексте с другим нормативными актом – постановлением от 30.04.2020 № 617, которое устанавливает ограничения на закупки иностранных товаров по принципу «третий лишний».

Суть данного принципа в том, что при закупке промышленных иностранных товаров, приведенных в Перечне к Постановлению № 617, заказчик обязан отклонить заявки с предложением иностранного товара (если это не товар из страны ЕАЭС), если:

  • всего подано не менее 2 заявок на участие в закупке, по каждой из которых предлагается товар из ЕАЭС;
  • это не 2 заявки по одному и тому же товару от одного производителя или производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, перечисленным в ст. 9 закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Российское происхождение товара в целях применения норм Постановления № 617 подтверждается тем же самым реестром от Минпромторга, либо по сертификату СТ-1, если речь идет о товаре из другой страны ЕАЭС (Письмо Минпромторга России от 08.07.2020 № 47475/12, п. 3).

Таким образом, заказчику в системе госзакупок, так или иначе, необходимо выполнять предписания, содержащиеся сразу в двух нормативных актах – постановлении № 616 от 30.04.2020 (в общем случае) и постановлении № 617 от 30.04.2020.