Аттестация работников государственных и коммерческих образовательных учреждений необходима для оценки их профессиональных качеств и подтверждения соответствия занимаемой должности по трудовому договору. Основной локальный акт, регламентирующий проведение процедуры – Положение об аттестации педагогических работников. Документ должен быть утвержден руководителем организации путем издания соответствующего приказа.
Аттестация педагогических работников
Данное мероприятие представляет собой комплексное оценивание квалификации и профессионализма работников образования. Также аттестация проводится для установления педагогам квалификационной категории. Тестирование сотрудников проводится периодически – 1 раз в 5 лет. В Положении об аттестации работников должна быть прописана конкретная периодичность проведения проверок.
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок проведения аттестации, является Приказ Минобразования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276. Приложение к данному приказу содержит положения:
- об общих условиях аттестации педагогических работников;
- о тестировании работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
- касающиеся проверки сотрудников для установления квалификационной категории.
Аттестации проводятся с соблюдением принципов объективности, гласности, открытости, коллегиальности, недопустимости дискриминации по отношению к проверяемым сотрудникам.
Руководитель образовательного учреждения обязан лично известить каждого сотрудника о графике проведения подготовки к прохождению квалификационной проверки (если она планируется). Каждый педагогический работник должен ознакомиться с Положением об аттестации под расписку.
По итогам проводимого тестирования руководство учреждения принимает кадровое решение по каждому работнику. Результаты аттестации могут быть оспорены в суде.
Цели и задачи аттестации
Основными задачами являются:
- определение необходимости в повышении квалификации педагогов;
- оценка знаний, умений, качеств конкретного сотрудника;
- определение сильных сторон сотрудника, работа над устранением сторон слабых;
- обеспечение дифференциации размеров труда персонала с учетом присвоенной квалификационной категории и объема выполняемой работы;
- стимулирование сотрудников к целенаправленному повышению уровня квалификации, профессионализма и личностному росту.
Цели аттестации:
- административные (повышение, понижение в должности, перевод сотрудника на другую должность и т.п.);
- информационные (получение сведений об уровне квалификации сотрудников, качестве и результатах их труда);
- мотивационные (повышение заинтересованности сотрудников в результатах труда путем повышения в должности, выдачи премий, надбавок к зарплатам).
Главная цель аттестации – подтверждение соответствия педагогов государственных и коммерческих учреждений занимаемым ими должностям путем оценки их профессиональной деятельности.
Периодичность проведения аттестаций
В ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ указано, что работники, осуществляющие педагогическую деятельность, должны проходить обязательную аттестацию 1 раз в 5 лет. Также предусмотрены категории лиц, освобождаемые от прохождения проверки. К ним относятся сотрудники:
- имеющие квалификационные категории;
- находящиеся на момент проведения тестирования в «декретном» отпуске (по беременности и родам) или по уходу за ребенком, которому еще не исполнилось три года;
- не появляющиеся на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
- беременные сотрудницы.
Этапы проведения аттестации
- Подготовительный этап. Руководство образовательного учреждения издает приказ о прохождении обязательной проверки профпригодности педагогов, утверждает перечень работников, которые должны пройти аттестацию, состав аттестационной комиссии, подготавливает аттестационные листы, информирует персонал о сроках и порядке проведения проверки. Требования к составу комиссии, ее компетенции, правам председателя и секретаря комиссии, требования к членам комиссии устанавливаются Положением об аттестационной комиссии. Состав комиссии утверждается руководителем учреждения, ее членов назначают из числа сотрудников подразделений учреждения.
- Оценка трудовой деятельности сотрудников членами экспертной группы. Основной задачей экспертов является оценка уровня знаний, умений, личных качеств и результатов труда педагогов по специальной методике.
- Проведение непосредственно аттестации. Члены комиссии заслушивают аттестуемых и изучают материалы, предоставленные экспертной комиссией, затем открытым голосованием дают оценку каждому сотруднику. Результаты записываются в аттестационный лист.
- Принятие решений по результатам тестирования руководителем организации. Решение о переводе, повышении или понижении в должности, расторжении трудового договора должно быть принято в срок не позднее двух месяцев.
Как составляется Положение об аттестации
Положение об аттестации работников, образец которого мы приводим далее, не имеет установленной законодательством формы. В каждом образовательном учреждении для всех специалистов составляется свое Положение, а особенности аттестации каждой отдельной категории сотрудников закрепляются в его тексте.
Стандартное Положение об аттестации персонала образовательных учреждений, как правило, отражает следующие моменты:
- общие положения (основания и цели проведения);
- порядок проведения проверки (алгоритм и организационные вопросы);
- права и обязанности аттестационной комиссии;
- обязанности председателя комиссии, секретаря и т.д.;
- требования к членам аттестационной комиссии;
- приложения (например, формы представления, протокола и т.д.).