Положение об аттестации педагогических работников

06.08.2018
0
Команда СП

Аттестация работников государственных и коммерческих образовательных учреждений необходима для оценки их профессиональных качеств и подтверждения соответствия занимаемой должности по трудовому договору. Основной локальный акт, регламентирующий проведение процедуры – Положение об аттестации педагогических работников. Документ должен быть утвержден руководителем организации путем издания соответствующего приказа.

Аттестация педагогических работников

Данное мероприятие представляет собой комплексное оценивание квалификации и профессионализма работников образования. Также аттестация проводится для установления педагогам квалификационной категории. Тестирование сотрудников проводится периодически – 1 раз в 5 лет. В Положении об аттестации работников должна быть прописана конкретная периодичность проведения проверок.

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок проведения аттестации, является Приказ Минобразования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276. Приложение к данному приказу содержит положения:

  • об общих условиях аттестации педагогических работников;
  • о тестировании работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
  • касающиеся проверки сотрудников для установления квалификационной категории.

Аттестации проводятся с соблюдением принципов объективности, гласности, открытости, коллегиальности, недопустимости дискриминации по отношению к проверяемым сотрудникам.

Руководитель образовательного учреждения обязан лично известить каждого сотрудника о графике проведения подготовки к прохождению квалификационной проверки (если она планируется). Каждый педагогический работник должен ознакомиться с Положением об аттестации под расписку.

По итогам проводимого тестирования руководство учреждения принимает кадровое решение по каждому работнику. Результаты аттестации могут быть оспорены в суде.

Цели и задачи аттестации

Основными задачами являются:

  • определение необходимости в повышении квалификации педагогов;
  • оценка знаний, умений, качеств конкретного сотрудника;
  • определение сильных сторон сотрудника, работа над устранением сторон слабых;
  • обеспечение дифференциации размеров труда персонала с учетом присвоенной квалификационной категории и объема выполняемой работы;
  • стимулирование сотрудников к целенаправленному повышению уровня квалификации, профессионализма и личностному росту.

Цели аттестации:

  • административные (повышение, понижение в должности, перевод сотрудника на другую должность и т.п.);
  • информационные (получение сведений об уровне квалификации сотрудников, качестве и результатах их труда);
  • мотивационные (повышение заинтересованности сотрудников в результатах труда путем повышения в должности, выдачи премий, надбавок к зарплатам).

Главная цель аттестации – подтверждение соответствия педагогов государственных и коммерческих учреждений занимаемым ими должностям путем оценки их профессиональной деятельности.

Периодичность проведения аттестаций

В ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ указано, что работники, осуществляющие педагогическую деятельность, должны проходить обязательную аттестацию 1 раз в 5 лет. Также предусмотрены категории лиц, освобождаемые от прохождения проверки. К ним относятся сотрудники:

  • имеющие квалификационные категории;
  • находящиеся на момент проведения тестирования в «декретном» отпуске (по беременности и родам) или по уходу за ребенком, которому еще не исполнилось три года;
  • не появляющиеся на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
  • беременные сотрудницы.

Этапы проведения аттестации

  1. Подготовительный этап. Руководство образовательного учреждения издает приказ о прохождении обязательной проверки профпригодности педагогов, утверждает перечень работников, которые должны пройти аттестацию, состав аттестационной комиссии, подготавливает аттестационные листы, информирует персонал о сроках и порядке проведения проверки. Требования к составу комиссии, ее компетенции, правам председателя и секретаря комиссии, требования к членам комиссии устанавливаются Положением об аттестационной комиссии. Состав комиссии утверждается руководителем учреждения, ее членов назначают из числа сотрудников подразделений учреждения.
  2. Оценка трудовой деятельности сотрудников членами экспертной группы. Основной задачей экспертов является оценка уровня знаний, умений, личных качеств и результатов труда педагогов по специальной методике.
  3. Проведение непосредственно аттестации. Члены комиссии заслушивают аттестуемых и изучают материалы, предоставленные экспертной комиссией, затем открытым голосованием дают оценку каждому сотруднику. Результаты записываются в аттестационный лист.
  4. Принятие решений по результатам тестирования руководителем организации. Решение о переводе, повышении или понижении в должности, расторжении трудового договора должно быть принято в срок не позднее двух месяцев.

Читайте также: Протокол заседания аттестационной комиссии

Как составляется Положение об аттестации

Положение об аттестации работников, образец которого мы приводим далее, не имеет установленной законодательством формы. В каждом образовательном учреждении для всех специалистов составляется свое Положение, а особенности аттестации каждой отдельной категории сотрудников закрепляются в его тексте.

Стандартное Положение об аттестации персонала образовательных учреждений, как правило, отражает следующие моменты:

  • общие положения (основания и цели проведения);
  • порядок проведения проверки (алгоритм и организационные вопросы);
  • права и обязанности аттестационной комиссии;
  • обязанности председателя комиссии, секретаря и т.д.;
  • требования к членам аттестационной комиссии;
  • приложения (например, формы представления, протокола и т.д.).