Паспорт отходов оформляется субъектами коммерческой деятельности для легализации процесса обращения отходных масс. Правовое регулирование паспортизации отходов осуществляется несколькими документами:
-
Закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ раскрывает требования к обращению отходных масс разного уровня опасности для окружающей среды;
-
в Приказе Минприроды от 05.12.2014 г. № 541 описан порядок отнесения отходов к конкретной категории класса опасности;
-
перечень классифицированных отходов приведен в Приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242;
-
как должен выглядеть паспорт опасности отходов, утверждено правительственным Постановлением от 16.08.2013 г. № 712 – документом утвержден типовой бланк паспорта и описаны основные правила его оформления.
Кому и зачем нужен паспорт класса отходов
В ст. 14 Закона № 89-ФЗ сказано, что паспортизацию отходов должны производить юридические лица и физлица-предприниматели, которые в процессе своей деятельности образуют отходы 1-4 уровней опасности. Такой подход призван разделить все образующиеся отходы на группы, в которые входят материалы с одинаковой степенью негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт опасности отхода необходим для оформления комплекта разрешительной документации в сфере обращения с отходами.
Цели паспортизации отходов, подлежащих утилизации или переработке:
-
соблюдение правил защиты окружающей среды;
-
минимизация рисков для жизни и здоровья населения;
-
унификация правил установки экологических платежей;
-
создание мотивационных факторов для интенсивного внедрения инновационных технологий по переработке вторсырья;
-
обоснованное привлечение к ответственности субъектов хозяйствования, нарушающих базовые принципы защиты окружающей среды.
Паспорт опасных отходов оформляется на любое отходное сырье, которое потенциально может нанести вред человеку или окружающей среде, то есть речь идет о токсичных веществах, легко воспламеняемых и взрывоопасных материалах, о сырье с повышенными реакционными характеристиками и материалах, содержащих в своем составе патогенные элементы. Кому нужен этот документ:
-
предприятиям и ИП, которые осуществляют утилизацию мусора, его вывоз;
-
субъектам хозяйствования, в результате деятельности которых образуются отходные массы соответствующего уровня опасности;
-
офисным структурам;
-
субъектам, применяющим в производственной деятельности материалы, отнесенные к наивысшему уровню опасности – первому.
Как оформляется паспорт – класс опасности отходов
В п. 1 Правил из Постановления № 712 сказано, что паспортизация распространяется только на отходы, которые относятся к 1-4 уровням опасности. Документы оформляются в соответствии с данными о составе отходных материалов, о свойствах конкретного сырья и степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт отходов 1-4 класса (его заверенная копия) вместе с документами, подтверждающими правильность отнесения отходов к конкретному классу опасности, отправляется в контролирующий орган по надзору в области природопользования.
Паспорта по отходам оформляются бессрочно, внесение корректировок в эти формуляры законодательством не предусмотрено. Паспорт опасного отхода не требуется для отходных материалов, отнесенных к 5 классу, так как это сырье не оказывает значительного негативного влияния на человека и природу. Документ оформляется отдельно для каждого вида отходов, нельзя включать в один паспорт сразу несколько категорий сырья, так как по степени негативного воздействия они могут быть отнесены к разным группам риска.
Паспорт отходов 1 класса (самого опасного вида материалов для окружающей среды) отличается от паспорта на другую категорию отходов только содержательной частью. Принцип оформления бланка един независимо от типа отходов. В документе должны содержаться следующие сведения:
-
Наименование отходов с указанием соответствующего им шифра. Код подбирается из общефедерального классификатора отходов – Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242. В шифровых обозначениях последняя цифра, отличная от нуля, указывает на принадлежность отходов к конкретному классу опасности. Например, «помет утиный перепревший» с кодом 1 12 712 02 29 4 относится к четвертой категории опасности, на него субъект хозяйствования обязательно должен оформлять паспорт отходов (4 класс).
-
Источник появления отходов – характеристика процесса, в результате которого образовались опасные материалы, подлежащие утилизации, переработке, захоронению.
-
Паспорт отходов должен содержать сведения о составе отходных масс.
-
В документе необходимо проставить соответствующий конкретному типу отходов класс опасности (цифрой и прописью).
-
На второй странице приводится дополнительная информация, характеризующая субъект хозяйственной деятельности – полное и сокращенное наименование, коды ИНН, ОКПО, код вида деятельности ОКВЭД и адрес компании или ИП.
Паспорт отходов 1-4 уровня опасности оформляется в несколько этапов. Сначала собираются документы, удостоверяющие принадлежность данного типа отходов к конкретной группе опасности. Если нужного вида отходов нет в классификаторе, в течение 90 дней со дня образования надо подтвердить их отнесение к конкретному классу, после чего инициировать включение этого вида в федеральную базу. Включенные в федеральную базу отходы подлежат паспортизации. Паспорт составляется самим субъектом хозяйствования по унифицированной форме, после чего он направляется в региональный орган по надзору в сфере природопользования.