Среди всех правоохранительных органов России прокуратура занимает особое место, т.к. в задачи этого ведомства входит надзор за соблюдением законодательства всеми юридическими и физическими лицами, а также органами власти. Каждый заинтересованный человек имеет право обратиться в данное ведомство с заявлением или жалобой, причем это право распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранцев и лиц без гражданства. На сегодняшний день наиболее удобным вариантом стало обращение в прокуратуру через интернет. В таком случае нет необходимости тратить время на поход в приемную прокуратуры, либо платить деньги за отправку заказного письма с обращением.
Электронное обращение в прокуратуру: порядок и способы
Сразу отметим, что написать просто электронное письмо в прокуратуру не получится, т.к. для этого необходимо воспользоваться специальными формами, которые учитывают особенности подачи обращения. Письма, пришедшие на e-mail прокуратуры, просматриваются, но могут быть оставлены без рассмотрения, т.к. они не признаются официальным обращением. Поэтому такой способ подать жалобу или заявление в прокуратуру не имеет смысла, необходимо пользоваться только официальными способами.
Все подразделения прокуратуры России имеют официальные сайты в сети интернет. На данных ресурсах реализована функция обратной связи – «Интернет-приемная», которая может использоваться для подачи обращения. Заявителю необходимо только зайти на сайт необходимой прокуратуры и перейти в нужный раздел. Например, обращение в Генеральную прокуратуру через интернет потребует перехода на её официальный сайт и заполнение специальной формы.
Онлайн-обращение в прокуратуру можно подать и посредством портала «Госуслуги». Авторизированным пользователям портала необходимо только заполнить поле для обращения и выбрать конкретное подразделение. После поступления заявления или жалобы в прокуратуру в «Личный кабинет» пользователя приходит уведомление о приеме. Отметим, что иногда сервис портала даёт сбои, например, обращение не уходит длительное время в ведомство, либо приходит сообщение об ошибке. В последнем случае причина может быть и в неправильном оформлении обращения, например, неподдерживаемый формат приложенных к обращению документов.
Кстати, технические требования к обращению необходимо учитывать для оперативного рассмотрения вопроса. Все прилагаемые к заявлению документы должны быть в одном из поддерживаемых форматов, указанных на сайте, к примеру, pdf, tif, doc. Общий «вес» таких файлов не должен превышать 5 мегабайт. При большем объеме информации придется обращаться в обычном письменном виде.
При заполнении формы необходимо помнить, что в обращении должны быть соблюдены все требования к заявлениям и жалобам. В частности, заявитель должен указать свои фамилию, имя, отчество, а также контактную информацию. Согласно требованиям федеральных законов «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 и «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, не подлежат рассмотрению анонимные обращения или обращения, содержащие угрозы или нецензурные выражения, данное требование распространяется и на электронные обращения.
Рассмотрение электронных обращений
В настоящее время написать обращение в прокуратуру онлайн достаточно удобно, тем более что порядок рассмотрения таких обращений ничем не отличается от подачи заявления на бумажном носителе. Единственное что отличает данный формат подачи обращения, что в приеме могут отказать в связи с недостатками приложенных документов, например, если имеется плохое качество отображения копий. В таком случае заявитель получает уведомление о необходимости исправления недостатков.
Результат рассмотрения обращения направляется заявителю в электронном виде на адрес электронной почты, а при подаче через Госуслуги ответ поступает в «Личный кабинет» пользователя. В каждом из этих вариантов имеется возможность получить и письменный ответ. Для этого при подаче обращения необходимо отметить специальный пункт в форме заявления.
На практике обращения, поданные посредством интернет-приемной прокуратуры или портала «Госуслуги», рассматриваются, чаще всего, в установленные сроки, но ответ заявитель получает раньше, чем при письменном обращении. Сокращение срока происходит из-за исключения почтовой «бумажной» переписки, уполномоченный сотрудник прокуратуры направляет ответ по электронной почте сразу после его готовности. При отправке же почтовым отравлением ответ прокуратуры поступает заявителю в среднем через 4-7 дней. Поэтому электронный формат экономит время и упрощает возможности граждан при защите их прав.