Виды издержек
Бухгалтерский учет подразумевает разделение расходов на постоянные и переменные в зависимости от их отношения к объему производства или продаж.
Постоянными издержками называют расходы организации, которые не меняются с ростом или падением объема производства (продаж). Их особенностью является стабильность в течение определенного промежутка времени (краткосрочного периода). В случае остановки деятельности компании по какой-либо причине эти расходы все равно необходимо покрывать. Таким образом, постоянные затраты – неизменная часть расходов, которую организация обязана оплачивать, чтобы оставаться на плаву, независимо от текущей финансовой ситуации.
К таким расходам можно отнести:
- плату за арендуемое помещение;
- амортизацию основных средств;
- проценты по займам или кредитам;
- оклады административного аппарата;
- страховые взносы.
Переменными издержками называются расходы, величина которых напрямую зависит от объема производства (продаж). С ростом объемов растут переменные издержки и наоборот.
Виды переменных издержек:
- расходы, связанные с закупкой материалов и сырья для производства;
- сдельная оплата труда рабочих, занятых на производстве, или сотрудников отдела продаж;
- расходы на доставку и упаковку готовой продукции.
Корректное распределение расходов организации помогает составить бюджет, правильно посчитать себестоимость готовой продукции и оценить финансовое положение компании в перспективе.
В налоговом учете затраты делятся на прямые и косвенные. Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Что такое оклад?
Чтобы понять, оклад – это постоянные или переменные издержки, обратимся к определению термина в Трудовом кодексе. Окладом называют фиксированную сумму денежного вознаграждения, которую должен получить сотрудник за выполнение своих обязанностей. Оклад не зависит от нормы выработки, эффективности, это часть оплаты труда, которую сотрудник получает в любом случае при соблюдении условий трудового договора. Эта сумма должна быть прописана в штатном расписании и трудовом договоре с работником.
Оклад – это не полная заработная плата, к нему могут быть добавлены премии, бонусы, надбавки и другие выплаты, установленные руководством.
Далее рассмотрим в разрезе категорий работников: оклад, какая это издержка – постоянная или переменная.
Оклады администрации – это постоянные или переменные издержки?
Оклады персонала административного звена относятся к постоянным издержкам, так как напрямую не зависят от объема выпущенной или проданной продукции.
Характеристики, показывающие, что оклады администрации – это постоянные издержки:
- размер выплат управляющему персоналу не зависит от прибыльности/убыточности организации;
- оклады не растут и не снижаются при колебаниях объемов производства (продаж);
- начисляются даже при временной остановке производства;
- включаются в себестоимость готовой продукции в качестве косвенных расходов.
В некоторых случаях часть заработной платы администрации является переменной величиной, которая привязывается к результатам деятельности организации (например, премии, бонусы и другие поощряющие выплаты). Однако оклады администрации – это вид издержек, относящихся к постоянным.
Оклад бухгалтера – это постоянные или переменные издержки?
Оклады бухгалтеров, в том числе главного, также относятся к постоянным издержкам организации, так как их величина не зависит от результата деятельности организации.
Признаки, по которым можно определить, оклад главного бухгалтера относится к переменным или постоянным издержкам:
- оклад является частью управленческих затрат;
- размер выплат не зависит от объемов продаж (выпускаемых изделий, осуществляемых работ);
- учитывается при долгосрочном планировании бюджета как постоянная величина;
- при изменении нагрузки в период отчетности оклад остается прежним.
Некоторые организации вводят для бухгалтерии коэффициенты показателей эффективности, по которым рассчитывается переменная часть заработной платы. Однако основной оклад бухгалтерии, в том числе оклад главного бухгалтера, остается постоянной издержкой.
Как тип оплаты труда влияет на систему издержек?
От того, какую систему оплаты труда выбрала организация для работников, зависит, к какому виду издержек ее отнести.
Сравнить системы оплат и отнести к определенному типу издержек поможет следующая таблица:
Тип оплаты |
К какому виду издержек относится |
Почему |
Оклад |
Постоянные |
Не зависит от объема продаж, работ или производства |
Сдельный |
Переменные |
Напрямую зависит от количества выполненных работ |
Смешанный (оклад + премия) |
Условно-постоянные |
От результатов работы организации зависит только премиальная часть |
Процент от доходов |
Переменные |
Зависит от объема продаж |
Теперь мы можем ответить на вопрос: оклад работника это постоянные или переменные издержки. Оклад в любом случае относится к постоянным издержкам, так как его величина неизменна. Остальные выплаты сотрудникам производства, отдела продаж или монтажных бригад, зависящие от объемов производства, продаж или выполненных работ, можно отнести к переменным затратам.
ИТОГИ
Оклад – это фиксированная часть заработной платы, величина которой прописывается в трудовом договоре. Оклад – это постоянная издержка, а переменная издержка – это составляющая заработной платы, которая может меняться в зависимости от качества и объема выполненных работ, объемов продаж или количества выпущенной готовой продукции (премии, бонусы, проценты от доходов). Чаще всего к постоянным затратам относится оплата труда управляющего персонала, бухгалтерии, так как она не зависит от результата работы организации. К переменным затратам можно отнести сдельную оплату работников производства или выплаты в виде процента от суммы выручки сотрудников отдела продаж.