Новый регламент ФНС по дисквалифицированным лицам

03.06.2020
0
Команда СП

В мае 2019 года ФНС опубликовала новый регламент о выдаче сведений по дисквалифицированным лицам. Рассмотрим особенности применения данного норматива на практике и что представляет собой новый регламент. 

Дисквалифицированные лица: кто это?

Несколько лет назад ФНС России в письме от 13.02.2014 № СА-4-14/2279 сообщила о запуске специального публичного онлайн-реестра, в котором отражаются сведения о дисквалифицированных лицах – гражданах, которым решением суда запрещено занимать определенные должности. Как правило, это должности на уровне высших исполнительных органов хозяйствующих субъектов. Типичный пример – дисквалифицированный директор ООО. Срок дисквалификации от полугода до 3 лет. Понятие и сферу применения дисквалификации раскрывает ст. 3.11 КоАП РФ.

Поводы для дисквалификации лица могут быть разными. Например:

  • фиктивное банкротство, при котором могут дисквалифицировать директора фирмы на срок от 6 до 36 месяцев (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);
  • воспрепятствование работе арбитражного управляющего, при котором предусмотрена дисквалификация на период 6-24 месяца (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ);
  • невыполнение предписания проверяющего органа, при котором дисквалифицировать лицо налоговый инспектор может (точнее, может инициировать дисквалификацию) на срок до 36 месяцев (ст. 19.5 КоАП РФ).

Со временем онлайн-реестр был объединен с интерфейсами более масштабного информационного ресурса «Проверь себя и контрагента», размещенного в специальном разделе сайта ФНС. Получить сведения из него можно моментально и бесплатно.

Реестр дисквалифицированных лиц является крайне полезным источником информации для современных предпринимателей. Если дисквалифицированного гражданина в течение срока его дисквалификации фирма наймет в качестве руководителя, сведения о нем не будут внесены в ЕГРЮЛ, к тому же за это компании придется заплатить штраф до 100 000 рублей, а само дисквалифицированное лицо оштрафуют на 5 000 рублей (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). Если же фирма будет заключать договоры с контрагентами, которые неправомерно возглавляют дисквалифицированные лица, то за ее деятельностью надзорные органы могут следить особенно внимательно.

Могут возникнуть проблемы и со сдачей отчетности. В соответствии с недавно введенными правилами ФНС, дисквалифицированные лица отслеживаются при проверке деклараций: налоговики не принимают отчетные документы если они заверены подписями таких лиц (пп. «а» подп. 5 п. 19 Административного регламента по приказу ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@).

Таким образом, реестр будет незаменим при найме руководителя и при заключении контрактов с другими компаниями. С помощью реестра должна осуществляться проверка «кандидатов», с которыми фирма вступает в различные правоотношения.

Получение сведений о дисквалифицированном лице

Предоставление данных о дисквалифицированных лицах на сайте ФНС онлайн – инструмент инновационный. Но предусмотрено также и непосредственное взаимодействие между администратором реестра и заинтересованным лицом в рамках традиционного официального «бумажного» документооборота. Дело в том, что налоговая реестр дисквалифицированных лиц ведет уже давно. Его применение было регламентировано уже в самой первой редакции текущего КоАП РФ от 1 июля 2002 года. С того момента и до сих пор соответствующие регламенты прописываются в статье 32.11 Кодекса.

Примечательно, что уже в редакции 2002 года в ст. 32.11 КоАП РФ было сказано, что информация в реестре дисквалифицированных лиц является открытой для ознакомления (но при этом заинтересованные лица могут за плату запросить официальную информацию из реестра). А в редакции, введенной в действие Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, закреплена обязанность соответствующего органа размещать данные в интернете (при сохранении традиционного, «бумажного» варианта запроса данных из реестра).

По соответствующему запросу заявителю выдается специальная выписка из реестра о соответствующих лицах или справка, что дисквалифицированных лиц, запрашиваемых им, в реестре нет. Если же однозначно определить запрашиваемое лицо нельзя, заявителю выдается информационное письмо об этом.

Предоставление информации заинтересованным организациям и физлицам реализуется на основании специальных административных регламентов, которым обязана следовать Федеральная налоговая служба, выдающая данные из реестра по официальному запросу.

Читайте также: Сервис ИФНС «Прозрачный бизнес»

Применяемый регламент по дисквалифицированным лицам

Действующий регламент закреплен приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н (ред. от 14.02.2018). Ему на смену должен прийти новый регламент, утвержденный приказом ФНС России от 10.12.2019 № ММВ-7-14/627@. В тексте нового норматива от ФНС прямо указано, что документ вступит в силу после отмены приказа № 177н вышестоящего ведомства.

Когда именно произойдет отмена старого приказа, неизвестно. Пока применяется действующий регламент, в соответствии с которым «бумажная» выписка или справка по реестру (по формам, утвержденным приказом ФНС от 31.12.2014 № НД-7-14/700@) оформляется в следующем порядке:

1. Заполняется заявление по форме, приведенной в приложении № 2 к Административному регламенту по приказу № 177н. Его можно скачать на сайте ФНС, или загрузить через справочно-правовые системы.

2. Заявитель оплачивает государственную пошлину за выдачу справки 100 рублей (Постановление Правительства № 615 от 03.07.2014; п. 27 Регламента). Платежные реквизиты публикуются на сайтах инспекций ФНС.

3. Заявление и квитанция об оплате передаются непосредственно в любую ИФНС (независимо от места нахождения заинтересованного лица) или в МФЦ, либо отправляются по почте. Номинально действующим регламентом предусмотрена и электронная отправка заявления через официальный сайт ФНС, но этот механизм не реализован на практике.

Справку выдадут в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса (п. 17 Административного регламента). Если в заявлении не указан способ получения выписки, документ будет направлен по почте на адрес отправителя (п. 19 Административного регламента).

Принципиальное новшество в новом регламенте от 10.12.2019, пожалуй, только одно - в нем не предусмотрено как такового электронного взаимодействия между ФНС и заявителем. В п. 19 нового Регламента прямо указано, что запрос не может направляться заявителем в электронной форме. В остальном порядок взаимодействия ФНС и заинтересованного лица останутся прежними.