Новые правила заключения контракта с единственным поставщиком

24.06.2020
0
Команда СП

В законодательстве о госзакупках в части правил, регулирующих контракты с единственным поставщиком, появилось много свежих изменений. Одни уже вступили в силу, другие еще нет, но участнику закупок подготовиться к ним следует уже сейчас, так как новшества станут актуальными совсем скоро.

Единственный поставщик: общий порядок закупок

Закупка у единственного поставщика госзаказчиком, действующим на основании Законов № 44-ФЗ или № 223-ФЗ – процедура, позволяющая приобрести нужные товары или услуги в достаточной мере оперативно, когда существует острая потребность в них. Однако, даже при наличии такой потребности у заказчика должны быть веские основания, при которых привлекается единственный поставщик услуг или товаров. Основания, по которым возможен контракт с единственным поставщиком, закреплены:

  • в ч. 1 ст. 93 Закона № от 05.04.2013 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок, если договор заключается по этому закону;
  • в ст. 3.6 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц, в рамках правоотношений, попадающих под его действие.

В общем случае закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – право заказчика. Но иногда она производится, как следствие необходимости выполнения им обязанностей, предусмотренных законом. Например, если стандартная конкурсная процедура признается несостоявшейся. Определение единственного поставщика в этом случае гарантировано ст. 92 Закона № 44-ФЗ. Конкретизируются же основания для такого определения положениями п. 24 ч. 1 ст. 93 данного закона.

Законодательство, которое регулирует осуществление закупки у единственного поставщика, регулярно меняется. Так, вышеотмеченные положения п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, определяющие основания для такой закупки, будут скоро изменены: с 1 июля вступает в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ, вносящий большое количество нововведений в главный нормативный акт, регулирующий госзакупки.

Другой масштабный нормативный акт, вносящий изменения в законодательство, в соответствии с которым производится госзакупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ. Также заслуживают внимания отдельные регламенты, издаваемые исполнительными органами власти.

Рассмотрим подробнее, что нового появилось в законодательстве, регулирующем контракт, заключенный с единственным поставщиком, после принятия указанных выше нормативных актов.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: новшества 2020 г.

Итак, указанный выше Закон № 449-ФЗ внес изменения в Закон о госзакупках № 44-ФЗ. Если говорить о наиболее существенных новшествах по нему, то можно отметить, что соответствующий нормативный акт:

  • установил порядок закупок на электронных площадках по суммам, не превышающим 3 млн рублей;
  • определил термин «контракт»;
  • определил термин «контракт жизненного цикла» (и конкретизировал случаи и особенности заключения подобных контрактов);
  • обязал поставщиков отражать название страны происхождения товара в заявке;
  • обновил порядок заключения соглашений по несостоявшимся закупкам;
  • изменил порядок согласования с контрольным органом договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком).

Ряд изменений по Закону № 449-ФЗ вступил в силу довольно оперативно. В их числе введение новых пунктов 55-59 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. В п. 59, в частности, приводится отсылка на то, что начальная (максимальная) цена контракта с единственным поставщиком, при котором требуется разработка проектной документации, должна быть определена на основании норматива, который утверждается отдельным компетентным федеральным органом власти. Впоследствии нужный норматив был издан – это приказ Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр, подлежащий применению в целях, обозначенных в ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Отдельные изменения по Закону № 449-ФЗ еще не вступили в силу, но это произойдет уже скоро. Так, с 1 июля 2020 года закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ в случае признания конкурса несостоявшимся будет осуществляться по правилам, закрепляемым в новом п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, включая обоснование единственного поставщика.

В свою очередь, порядок закупок на сумму не более 3 млн рублей с использованием ресурсов электронных площадок, будет регламентироваться новыми п. 12 и 13 ст. 1 закона 449-ФЗ. Они вступят в силу с 1 октября 2020 года. В числе новых положений предусмотрена норма о том, что в извещении о закупке обосновывается цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также отражаются сведения о валюте контракта (пп. 4 п. 12 ст. 1 закона № 449-ФЗ).

В свою очередь, Закон № 124-ФЗ внес в Закон № 44-ФЗ поправки, обеспечивающие, в т.ч:

  • общее снижение финансовой нагрузки на участников исполнения контракта;
  • дополнительные проверки поставщиков на предмет привлечения к административной ответственности в течение 2 лет до направления заявки;
  • возможность заключения более дорогого контракта с единственным подрядчиком.

Так, новая минимальная цена контракта с единственным поставщиком, в соответствии с обновленным пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, составляет 600 тыс. рублей (ранее – 300 тыс. рублей). Данное изменение уже действует.

Читайте также: Контрактная система в сфере закупок: изменения

Закупка у единственного поставщика - ФЗ 223: что нового?

Закон № 124-ФЗ также привнес некоторые новшества, которым должны следовать участники сделки, где присутствует единственный поставщик по закону 223-ФЗ. 

Так, в 2020 году сроки проведения закупки (в том числе если ее участник – единственный поставщик по 223-ФЗ), исчисляемые в рабочих днях, при совпадении их с нерабочими днями, объявленными Президентом РФ (кроме 24 июня и 1 июля 2020 г.), подлежат расчету в календарных днях (п. 1 ст. 4 Закона № 124-ФЗ). Суббота и воскресенье при определении таких сроков не учитываются. Кроме того, попадающая под действие закона № 223-ФЗ закупка у единственного поставщика в 2020 году не переносится, как следует из п. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ, если дата ее завершения выпадает на один из нерабочих дней, устанавливаемых Президентом России. И, в свою очередь, переносится на следующий рабочий день, если сроки ее завершения выпадают на официальный выходной или нерабочий праздничный день.

Таковы основные новшества, с учетом которых определяется единственный поставщик по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также принят новый нормативный акт, на который следует обратить внимание участнику закупок — Постановление Правительства России от 16.04.2020 № 523. Он издан в целях реализации нововведений по указанным федеральным законам и предусматривает внесение изменений, в частности:

  • в Постановления от 28.11.2013 № 1084 и от 31.10.2014 № 1132 (устанавливают правила ведения реестра контрактов по Закону № 44-ФЗ и договоров по Закону № 223-ФЗ);
  • в Постановление от 25.11.2013 № 1062 (устанавливает порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков);
  • в Постановление от 17.03.2015 № 238 (регулирует порядок предоставления отчетов по закупкам у субъектов МСП и некоммерческих организаций).

Таким образом, заказчикам, планирующим законным образом заключить контракт с единственным поставщиком, следует знать не только положения регулирующих госзакупки законов, но и правительственных (а в ряде случаев и ведомственных) нормативов, изданных в целях реализации таких положений.