В настоящее время все больше автомобилей, особенно грузовых, переходят на потребление газового топлива в целях экономии. Как в этом случае рассчитывается норма расхода топлива – газа? Методику расчета и нормативы можно найти в Нормах расхода топлив для автомобилей, утвержденных Минтрансом, они актуальны для тех машин, на которых газобаллонное оборудование (далее – ГБО) было установлено на заводе-производителе.
Нормативный документ, определяющий какова должна быть норма расхода топлива на газ
Основной нормативный документ, который устанавливает нормы расхода ГСМ – это методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008 в ред. от 20.09.2018 (далее Нормы расхода).
Данный документ устанавливает следующие нормы для машин, работающих на газе:
-
В случае, когда используется сжиженный углеводородный газ, нормы, устанавливаются в литрах на 100 километров пробега и применяется коэффициент 1,32 по отношению к расходу бензина.
-
При использовании природного газа, нормы устанавливаются в кубических метрах и соответствуют бензиновым, то есть 1 куб. м газа равен 1 литру бензина. Может допускаться отклонение +/- 0,1 литр.
К данным показателям могут применяться дополнительные поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие), исходя из времени года, а также из особенностей местности, где используется авто. Так, нормы расхода повышаются на коэффициент от 5 до 20% в условиях горной местности, от 10 до 30% при сложном плане дороги. Также на нормы влияет населенность местности, в которой эксплуатируется транспорт: например, в городах-миллионниках применяется коэффициент 25-30%, а в населенных пунктах с числом жителей до 100 тыс. чел. этот коэффициент не превышает 5%. На расчет норм могут влиять и другие особенности эксплуатации авто (п. 5 Норм расхода).
Как еще может устанавливаться норма расхода топлива на газ
Приведенные нормы Минтранса обязательны к применению автотранспортными предприятиями и организациями системы управления и контроля, а для остальных субъектов хозяйствования (компаний и ИП) эти нормативы носят рекомендательный характер. Это следует также из писем ФНС России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12. В настоящее время предприятия не обязаны использовать нормативы, установленные Нормами расхода Минтранса, поэтому возможны и такие варианты установления норм для списания газового топлива:
-
использовать нормативы, указанные в технической документации завода-изготовителя автомобиля или ГБО;
-
обратиться в научные организации, которые разрабатывают индивидуальные нормы расхода топлива для конкретного вида транспорта (при отсутствии норм, утвержденных Минтрансом);
-
разработать нормы самостоятельно, применив контрольные замеры.
Нормы расхода должны быть утверждены внутренним распорядительным документом компании.
В настоящее время начинает складываться судебная практика, которая говорит о том, что организации могут вообще не использовать какие-либо нормы для топлива и списывать его согласно фактическому расходу. Но такие затраты не могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поскольку статья 252 НК РФ требует обосновать все затраты, снижающие налоговую базу.
Как учитывать нормы в путевых листах
Если предприятие использует автомобиль только для производственных нужд, и в то же время не является транспортной организацией, оно может самостоятельно разрабатывать бланки путевых листов, сохраняя в них обязательные реквизиты.
В случае с использованием автомобилей с ГБО – это будет очень актуально, поскольку в любом случае для запуска двигателя в таких машинах используется бензин. Помимо этого, второй вид топлива может использоваться и в других случаях:
-
заезд в ремонтную зону;
-
прогрев двигателя в зимнее время;
-
другие внештатные ситуации, например, автомобилю нужно доехать до газовой заправки, в случае, когда основное топливо закончилось и т.д.
В путевом листе нужно отображать отдельно расход бензина и использование газа. Можно дополнить утвержденную форму путевого листа, с таким расчетом, чтобы она отображала оба вида топлива. Для этого в документе указывают дополнительные данные:
-
Технические характеристики ГБО;
-
Объем газового бака (наряду с бензиновым) и т.д.
Самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить внутренним локальным документом.
Формула расчета нормы расхода топлива на газ
Методика расчета норм ГСМ предусмотрена для различного вида транспорта – легкового, грузового, специального и т.д.
Например, норма расхода топлива на газ автобуса рассчитывается по следующей формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T,
где используются следующие данные:
-
Qн – установленная норма расхода потребляемого топлива в литрах;
-
Hs – транспортная норма расхода на 100 литров, которая устанавливается с учетом характеристик автобуса (назначение, марка и т.д.)
-
S – пробег автобуса, установленный в километрах;
-
Hот – норма расхода используемого топлива для независимых отопителей;
-
T – время, которое работают вышеуказанные отопители;
-
D – поправочный коэффициент к норме, взятый в процентном выражении.
Аналогичные формулы расчета и базовые нормы расхода топлива для легковых и грузовых автомобилей можно найти в п. 7-15 вышеуказанных Норм расхода, утвержденных Минтрансом.
Для установления норм бензинового топлива могут быть использованы как нормативные законодательные акты, так и техническая документация. Законодатель не запрещает этого делать. Единственный момент, который при этом нужно учитывать фирме – владельцу автомобиля, это документальное обоснование затрат для использования их при расчете налогов.