Налоговый мониторинг (НМ) - форма налогового контроля за состоянием крупных отечественных компаний, заменяющая проверки ИФНС и основанная на критериях прозрачности учета и доверия между плательщиками и контролирующими органами.
Режим НМ организации применяют с 2016 года, а выражается он в том, что предприятие предоставляет ИФНС удаленный доступ к собственной системе учета и отчетности, что дает ей некоторые преимущества. При этом за ИФНС сохраняется возможность проведения полноценной проверки (письмо ФНС № ЕД-4-2/26194 от 17.12.2014), а также необходимого консультирования и представление мотивированных мнений по различным, зачастую сложным вопросам. Впрочем, в ходе контрольных процессов ИФНС вправе затребовать от фирмы необходимые документы и пояснения в любое время или привлечь при необходимости эксперта (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).
Предприятия, в которых налоговый мониторинг проводится, имеют ряд преимуществ перед компаниями с традиционными формами налогового контроля. Это:
- освобождение от камеральных, выездных проверок (кроме предусмотренных НК РФ ситуаций) и, как следствие, снижение затрат, связанных с ними;
- сокращение объема требуемых налоговиками документов;
- получение мотивированных мнений ИФНС по различным вопросам;
- отсутствие штрафов и пени;
- подтверждение положительной деловой репутации компании и привлечение потенциальных партнеров.
О том, каковы условия участия компании в режиме НМ и какие изменения планирует законодатель в плане ослабления установленных ранее критериев, пойдет речь в этой публикации.
Система налогового мониторинга: для каких компаний доступна
Сегодня налоговая проверка – мониторинг касается лишь крупнейших предприятий, поскольку требования к возможному их участию в подобном режиме довольно жестко ограничены. Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ, подать заявление на проведение НМ пока вправе лишь компании, которые в году, предшествующем подаче заявки:
- уплатили налогов (НДС, на прибыль, НДПИ, акцизов) не менее 300 млн. руб.;
- получили суммарный доход от всех видов деятельности по данным финансовой отчетности не менее 3 млрд. руб.;
- имеют стоимость активов по состоянию на 31 декабря не менее 3 млрд. руб.
Присоединиться к программе НМ вправе компания, соблюдающая указанные условия. Ей необходимо заявить о своих намерениях, подав заявление о применении НМ.
В 2020 году распоряжением Правительства РФ № 381-р от 21.02.2020 утверждена «Концепция развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга», которой определены этапы развития системы НМ, а целью их реализации становится повышение эффективности налогового контроля с помощью высокотехнологичных решений и упрощение взаимодействия компании и ИФНС.
Как изменится налоговый мониторинг с 2021 года
Департаментом финансов РФ подготовлен и направлен на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1025470-7, направленный на совершенствование системы НМ. В нем предложено смягчить условия, при соблюдении которых предприятие вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга.
Потенциальным заявителям наиболее интересна мера, предусмотренная концепцией и будущими поправками в НК РФ — это поэтапное уменьшение величин показателей, при соблюдении которых решение о проведении налогового мониторинга принимается в пользу компании. Так, согласно законопроекту, с 2022 года компания сможет обратиться в ИФНС с заявлением о проведении НМ, если:
- сумма налогов, исчисленных к уплате за предшествующий 2021 год, составляет 100 млн. руб., причем в суммарном объеме налогов будут учтены не только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ, предусмотренные ранее, но и НДФЛ, а также страховые взносы;
- объем полученных за 2021 год доходов, отраженный в бухгалтерской отчетности, составляет 1 млрд. руб.;
- стоимость активов компании по отчетными данным на конец года - 1 млрд. руб.
Концепция развития мониторинга (правительственное распоряжение № 381-р) предполагает отмену обязанности компании-заявителя соответствовать одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг будет достаточно выполнения только одного из трех критериев. Перечисленные условия позволят существенно увеличить перечень предприятий, рассматривающих для себя возможность перехода на НМ и превратить подобную форму контроля в широко распространенную модель взаимодействия компаний-налогоплательщиков с налоговыми органами.
Помимо этого, в отношении налогового мониторинга НК РФ ожидают поправки, приведенные в законопроекте:
- исключают использование суммовых критериев для применения НМ участникам консолидированных групп плательщиков;
- корректируют правила проведения камеральных и выездных проверок и оснований для их проведения. В частности, планируют осуществлять камеральные проверки только в случаях досрочного прекращения НМ в срок менее чем через 3 месяца со дня представления налоговой отчетности, и рассматривают вопрос об установлении срока, в течение которого инспекторы смогут назначить выездную проверку, если компанией не выполняется представленное ими мотивированное мнение;
- в рамках НМ устанавливают новый порядок проведения проверок деклараций по НДС и акцизам, в которых декларантами заявлены суммы к вычету.
Меняются формы документов, которыми сопровождается переход на НМ с 2021 года. Они приведены в письме ФНС от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (ред. от 30.09.2020), размещенном на официальном сайте ведомства. Приложения к письму – рекомендуемые формы и форматы:
- заявления о применении НМ;
- уведомления об отзыве заявления о проведении НМ;
- заявления об отказе в проведении НМ;
- регламента информационного взаимодействия;
- информации о взаимозависимых лицах;
- учетной политики по налоговому учету компании;
- информации об организации внутреннего аудита.
Согласно письму № БВ-4-23/13939@, прием перечисленных документов, созданных в рекомендуемом ФНС электронном формате, осуществляется с 01.09.2020. Компании, планирующие переход на налоговый мониторинг с 2021 года, могут представить пакет перечисленных документов в электронной форме в срок до 01.10.2020, а плательщики, уже применяющие режим НМ – до 01.12.2020.