К блоку контролируемых сделок относятся соглашения, заключенные между взаимозависимыми либо приравненными к ним лицами, если соблюдаются условия, перечисленные в п. 1 и 2 ст. 105.14 НК РФ. Налоговая по контролируемым сделкам проявляет немалую бдительность - они находятся на особом контроле, касающемся, в основном, вопросов ценообразования, т. е. налоги в бюджет страны по ним должны исчисляться исходя из рыночной (а не фактической) цены исполненных договоров. Рассмотрим, какие критерии предусмотрены для контролируемых сделок российским налоговым законодательством и как осуществляется их налогообложение.
Взаимозависимые лица и контролируемые сделки
Взаимозависимыми именуются лица, способные влиять на принимаемые договорные условия и итоги проведенных сделок. Например, если компания или частное лицо владеет 100% УК другой фирмы (одной или нескольких фирм), то, естественно, она может воздействовать на их деятельность, соглашения и результаты сделок. Соответственно, все эти компании – взаимозависимые лица.
Определяя критерии взаимной зависимости сторон, учитывают влияние, оказываемое:
-
в силу глубины участия одного лица (физического или юридического) в капитале других. Например, при доле участия (свыше 25%) одной компании в одной или нескольких других;
-
по условиям заключенного соглашения, к примеру, вследствие должностного подчинения;
-
при наличии других возможностей влияния (например, родственные отношения).
Список ситуаций определения взаимозависимости представлен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Он открыт, и суд зачастую признает лица таковыми по иным основаниям, не означенным в данной норме. Кроме того, компании могут добровольно признать себя взаимозависимыми лицами, уведомив ИФНС.
Контролируемые сделки для целей налогообложения
Поскольку признаки контролируемости сделок определяет НК РФ, их обособление преследует цель полноты сбора налога на прибыль (ННП). Обновленная законом № 302-ФЗ от 03.08.2018 редакция статьи 105.14 НК, где перечисляются критерии отнесения сделок к контролируемым, с 01.01.2019 г. применима при расчете базы по ННП независимо от даты заключения соглашения.
Контролируемыми признаются сделки, превышающие годовую величину доходов в 60 млн. руб., проводимые:
-
между взаимозависимыми юридическими или физлицами с привлечением посредников, не являющихся взаимозависимыми;
-
в сфере внешнеторговых отношений по товарам мировой биржевой торговли (нефть и продукты ее переработки, черные, цветные и драгоценные металлы);
-
с лицами из зарубежных стран.
К контролируемым относят сделки российских взаимозависимых лиц, если годовой доход по ним превышает 1 млрд руб., при этом:
-
сторонами сделки применяются разные ставки ННП, либо одна из них не является плательщиком этого налога;
-
одна из сторон:
– плательщик налога на добычу полезных ископаемых,
– применяет один из спецрежимов (ЕНВД, ЕСХН),
– участвует в инвестиционном проекте и, как следствие, имеет льготы по налогу на прибыль в виде инвестиционных вычетов, либо освобождена от обязанностей плательщика ННП;
– является исследовательским корпоративным центром, упоминающимся в законе «Об инновационном центре «Сколково» и не уплачивает НДС.
Итак, соответствие заключенного договора какому-либо из перечисленных пунктов, делает стороны сделку контролируемой, т. е. объектом особого контроля со стороны ИФНС. Но, надо сказать, что само по себе участие компаний в проведении контролируемых сделок не влечет ответственности, если они осуществлены в соответствии с НК РФ.
Налогообложение контролируемой сделки
Особое внимание налоговой к контролируемым сделкам основано на осуществлении контроля цен, направленного на исключение возможности манипуляциями ими для вывода налоговой базы РФ в оффшоры или на льготные организации. Сущность контроля состоит в том, что налогом облагается рыночная цена подобных сделок, даже при условии, что стороны установили другую цену. Эта мера применяется, поскольку внутренние цены часто используются компаниями для искусственного занижения налога на прибыль и перераспределения общей прибыли не в пользу бюджета РФ, а лиц, находящихся в странах, применяющих более низкие налоговые ставки.
Приведем пример, максимально упростив его для понимания механизма вывода средств:
Себестоимость продукта, выпускаемого компанией – 1000 руб., а его рыночная стоимость за рубежом 1800 руб., т.е. прибыль от реализации единицы товара должна составлять 800 руб. и облагаться налогом.
Если же производитель прежде реализует продукт в собственную подконтрольную фирму, расположенную в оффшорном государстве, например, по 1050 руб. за единицу, а затем та продаст его приобретателю за 1800 рублей, то налогооблагаемая прибыль в РФ составит всего 50 руб., а не 800 руб. Понятно, что в бюджет РФ попадет лишь налог на прибыль с 50 руб., а с 750 руб., ставших прибылью оффшора, будет уплачен минимальный налог за рубежом.
Во избежание реализации этого весьма эффективного способа сокращения налогов и вводятся особые правила налогообложения контролируемых сделок. Контроль и регулирование внутренних (трансфертных) цен приведет к ситуации, когда цена продажи по сделке в нашем примере будет составлять для налогообложения 1800 руб., невзирая на то, что в договоре она указывалась в размере 1050 руб. Бюджет страны при этом получит полную сумму налога на прибыль.
При наличии контролируемых операций, до 20 мая следующего за отчетным года субъект обязан подать в ИФНС «Уведомление о контролируемых сделках» (форма утв. приказом ФНС от 07.05.2018 г. № ММВ-7-13/249@). Штраф за отсутствие такого уведомления составляет 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).