Налоги с больничного листа в 2026-2027 г.г.

25.09.2026
0

Трудовые отношения между работодателем и его сотрудником предполагают, что в случае болезни последнего ему полагается компенсация – оплата временной нетрудоспособности на основании больничного листа. Данный документ выдается медицинским учреждением – больницей или поликлиникой на весь период, в течение которого человеку не показано трудиться. По окончании болезни работник предоставляет больничный лист в бухгалтерию. На расчет пособия отводится 10 дней, а сама выплата должна быть приурочена к ближайшей дате выплаты зарплаты за остаток месяца. Конечно же за период болезни обычный оклад сотруднику не начисляется, нет в данном случае и стандартных налогов. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: облагается ли налогами больничный лист и выплаты, связанные с фактом болезни работника?

Налогообложение больничного листа в 2026-2027 г.г.

Если речь идет об обычной зарплате, то такая предполагает расчет зарплатных страховых взносов, а также НДФЛ. Разумеется, действующее законодательство предусматривает определенную специфику в том, какими налогами облагается больничные выплаты.

В целом надо сказать, что в порядке расчетов по налогам, которые берутся с больничного листа в 2018 году, каких-либо кардинальных изменений в сравнении с прошлым не произошло, по меньшей мере, сейчас. Это утверждение относится как к порядку расчетов страховых вносов, так и к порядку обложения подоходным налогом сумм пособий.

Вычитается ли из больничного пособия НДФЛ

Начисляется ли подоходный налог на больничный лист? Ответ на этот вопрос кроется в статье 217 Налогового кодекса. В ней содержится перечень доходов физлица, из которых не удерживается НДФЛ. Компенсации за время болезни в нем нет, из чего можно сделать однозначный вывод, что данный налог удерживать нужно, как и в обычных случаях непосредственно при ее выплате (п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Перечислить же удержанный налог в бюджет налоговый агент – работодатель обязан не позже последнего числа месяца, в котором произвел выплату пособия в пользу своего сотрудника. Об этом прямо говорится в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса. 

По итогам года суммы выплаченных пособий, а также удержанный из них НДФЛ отражаются в справке по форме 2-НДФЛ. Учитываются данные суммы и при составлении квартального отчета 6-НДФЛ.

Однако работодатели является налоговыми агентами по НДФЛ только в отношении первых трех дней болезни.   Далее обязательства работодателя сводятся лишь к передаче в территориальный орган СФР документов, а именно самого больничного листа, а также справки о сумме заработка работника за предыдущие два года. После получения этих документов соцстрах производит оплату больничного непосредственно на личный счет работника. Соответственно с обязанностями по удержанию НДФЛ в такой схеме работодатель сталкивается лишь по оплате первых трех дней больничного.

Больничный и страховые взносы

Страховые взносы с больничных выплат работодатель не уплачивает, независимо от того, оплата ли это первых трех дней больничного за счет работодателя, либо же выплата за последующие дни больничного из средств СФР.

Освобождение от уплаты основной части взносов – на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование - с сумм любых законодательно установленных пособий ранее следовало из положений статьи 9 Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Сейчас, когда администрированием страховых взносов занимается налоговая инспекция, а Закон № 212-ФЗ утратил силу, аналогичное правило прописано в Налоговом кодексе, а точнее в его статье 422, регламентирующей в том числе и вопрос о том, чем облагается больничный лист в 2018 году в контексте уплаты страховых взносов.

Взносы «на травматизм» с пособия по временной нетрудоспособности работодатель также не уплачивает. Об этом говорится в статье 20.2 Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ. Порядок действия данного документа в этом году не изменился.

Вместе с тем, во всех этих нормативных актах речь идет о законодательно установленных суммах пособий. А они, как известно, зависят от страхового стажа и могут составлять 100%, 80% или 60% от среднего заработка работника. Вместе с тем существует практика, доплачивать заболевшим сотрудникам больничный до 100% от среднего значения. Это делается за счет средств самого работодателя и исключительно по его воле, поскольку такие доплаты СФР не компенсирует. Собственно, из-за этого и теряется статус обязательного законодательно установленного пособия. Следовательно, работодателю в этом случае придется расщедриться и на страховые взносы, уплачиваемые с суммы доплаты. 

Обратите внимание! Это касается только «обычных» больничных. Больничный лист по беременности и родам налогом не облагается. Как рассчитать декретный больничный, можно посмотреть здесь.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, кадрового делопроизводства и трудового права. В 2010 году окончила Тюменский государственный университет по специальности «Экономист». Общий профессиональный стаж — с 2008 года, в том числе на государственной службе в налоговых органах. Автор публикаций по практическому применению бухгалтерского и налогового учета в России, кадровому делопроизводству, решению корпоративных и трудовых споров.