Маркировка пива акцизными марками или специальными чипами пока не осуществляется, хотя Правительство обсуждает такую возможность не первый год. Маркировать хмельной напиток собирались и с начала, и с середины 2019 года. Однако до сих пор подобные планы не нашли реального воплощения. Цифровая маркировка пивной продукции (без использования бумажных носителей) производится в экспериментальном порядке отдельными участниками рынка, добровольно согласившимися протестировать пользу такого нововведения.
Почему понадобилась маркировка пива в 2019 году
Сторонники введения маркировки пивной продукции полагают, что она очистит рынок от нелегального и поддельного пива, позволив добавлять в казну около 50 млрд рублей ежегодно. В ответ на это мнение пивовары и импортеры пива заявляют, что на полках российских магазинов доля контрафакта данного напитка и так относительно низкая в связи со сложным процессом его изготовления, несоблюдение и удешевление которого приводит к невозможности произвести качественный, востребованный покупателями продукт.
Несмотря на то, что маркировка пива в 2019 году не обязательна, это вопрос времени, который должен быть решен к 2024 году. К этому сроку Правительство России планирует внедрить тотальную маркировку всех товаров и отслеживание их оборота в национальной системе «Честный знак». На каждую единицу продукции (в частности, на бутылку с пивом) собираются наносить цифровой код, позволяющий не только идентифицировать товар, но и мониторить его движение с момента ввоза или производства до передачи (продажи) конечному покупателю.
Летом 2018 года Минфин РФ предложил маркировать пиво специальными федеральными марками или акцизами (также, как сейчас маркируется крепкий алкоголь), хотя ранее ведомство выступало против такой идеи. Изменение своей позиции министерство объяснило данными, полученными от Росалкогольрегулирования по итогам проведенных в 2018 году проверок. Они показали, что 997 из 1033 образцов пива не соответствовали установленным стандартам. Для получения необходимых марок пивоваренным компаниям придется либо оформить лицензию, либо зарегистрироваться в специальном реестре производителей. В настоящий момент ст.12 закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 о госрегулировании производства и обороте алкогольной продукции не распространяет требование об обязательной маркировке (акцизами и федеральными марками) на пиво и некоторые другие слабоалкогольные напитки – сидр, медовуху, пуаре. Министерство финансов РФ полагает, что введение маркировки в отношении пивной продукции существенно повысит ее качество, сделает пиво более вкусным и безопасным.
Маркировка пива в 2019 году: последние новости
Производители пива, в основном, мнение Правительства не поддержали. Они заявили, что при существующем технологическом производстве наклеивание бумажных марок на заполненные бутылки невозможно. А его переоборудование потребует значительных денежных вложений, которые в конечном итоге пивоваренные компании заложат в стоимость напитка. В результате таких новаций пиво может существенно подорожать.
Сегодня законопроект Минфина находится в разработке, и окончательного текста документа пока нет. Его принятие, несмотря на критические оценки – дело ближайшего времени. Сейчас основные споры ведутся по вопросу, какой должна быть маркировка пива. Новости о дате ее введения пока не появляются.
Пивовары настаивают, что бумажная маркировка, предлагаемая Минфином, им не подходит. Помимо огромных финансовых вложений, которые она потребует, у новшества есть и другой минус – оно отрицательно скажется на производительности технологических линий, снизив объем выпускаемой продукции. Поэтому производители пива предлагают альтернативный способ маркировки: наносить QR-коды на бутылки и с помощью них следить за оборотом пива. Эту идею поддерживает и Минпромторг.
В 2018 году проводилась серия экспериментов по цифровой маркировке пива через систему «Честный знак». Многие российские пивоваренные компании участвовали в них добровольно. Правительство обещает учесть итоги пилотных проектов при принятии окончательного решения о маркировке пива.
Читайте также: Обязательная маркировка – перечень товаров