Единая информационная система в области государственных закупок товаров и услуг имеет сокращенное обозначение – ЕИС. Регистрация в ЕИС Госзакупки (официальный сайт размещен здесь) позволяет участвовать в госторгах, получить доступ к электронным торговым площадкам, а также к информации о размещенных тендерах, их условиях, критериях к исполнителям и т.д. (по законам № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 18.07.2011). С января 2020 года регистрация в ЕИС является обязательным условием для участия в электронных торгах (п.6.2 Правительственного Постановления № 656 от 08.06.2018). Как зарегистрироваться на сайте госзакупок, расскажем в этой статье.
Регистрация на Госзакупках: основные этапы
Процедура регистрации в ЕИС включает четыре последовательных этапа:
- Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги» - как физлицо.
- Через свой аккаунт он создает профиль компании, так как зарегистрироваться на ЕИС Госзакупки официальный сайт системы позволит только после данной манипуляции.
- Создать профиль юрлица/ИП уже непосредственно в ЕИС государственных закупок, дождаться включения в Реестр (ЕРУЗ – Единый реестр участников закупок).
Подождать, пока информацию из Реестра о том, что регистрация на ЕИС Госзакупки компании либо предпринимателя успешно завершена, получат все электронные торговые площадки, где в течение 1 рабочего дня происходит автоматическая аккредитация нового участника. На сегодняшний день таких площадок восемь, и все они перечислены в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018. В частности, электронные торги проводятся через площадку «Сбербанка», «РТС» и др.
После того, как выполнена регистрация на сайте Госзакупок, на каждой из этих платформ юридическое или физическое лицо может создать личный кабинет и принимать участие в государственных закупках.
Предварительным обязательным этапом (перед регистрацией на Госуслугах и ЕИС) является получение КЭП - квалифицированной электронной подписи. Она понадобится для каждого уполномоченного лица участника торгов, которое будет непосредственно заниматься этой деятельностью.
Регистрация на Госзакупки: инструкция с пояснениями
Правила регистрации в системе госзакупок определены на законодательном уровне – Постановлением Правительства РФ № 1752 от 30.12.2018. Поясним каждый этап подробнее.
Регистрация пользователя госзакупки на «Госуслугах»
Этим пользователем должен быть руководитель юридического лица (или индивидуальный предприниматель). Недостаточно доверить эту миссию одному из сотрудников, например, коммерческому директору компании. Подтвердить свою личность на портале можно при помощи уже имеющейся КЭП, через сервис «Сбербанк-онлайн», или явившись лично в один из центров обслуживания.
Также подобные аккаунты понадобятся сотрудникам фирмы, которым будет поручено участвовать в госзакупках.
Создание профиля ИП или организации
Регистрация юридического лица на Госзакупках, также как и индивидуального предпринимателя, требует создания его профиля - в личном кабинете на портале «Госуслуги». Это можно сделать, нажав соответствующий пункт меню, которое выпадет после нажатие на фамилию с инициалами физлица, идентифицирующую пользователя в верхнем правом углу.
Создавая профиль, следует включить в него (в разделе «Сотрудники») данные о тех работниках, которые будут заниматься государственными закупками. Указывается, какими правами каждый из них обладает. Без этого система заблокирует их участие в процессе.
На проверку сведений, введенных для создания профиля, понадобится некоторое время – до пяти дней.
Госзакупки: регистрация нового пользователя в ЕИС
Когда профиль подтвержден, можно переходить к регистрации в системе ЕИС. Вначале заинтересованный в этом пользователь должен позаботиться об установке на компьютер необходимого программного обеспечения (нужен определенный браузер, а также программа КриптоПро CSP 4.0 и выше или программа ViPNet CSP 4.2). Официальные инструкции по настройке рабочего места размещены здесь.
Затем регистрация для участия в госзакупках потребует нажатия кнопки «Личный кабинет участника закупок» в правом верхнем углу сайта ЕИС. Если ПК настроен корректно, пользователя «перебросят» на Госуслуги, чтобы он смог зайти в систему, используя логин и пароль учетной записи данного портала. Эту процедуру должен делать только руководитель компании (или ИП) – через свой профиль на Госуслугах. Он выбирает тип участника (юрлицо, индивидуальный предприниматель) и дает разрешение системе взять данные из соответствующего профиля фирмы, который он заранее создал и подтвердил в личном кабинете (см. этап 2).
После загрузки следует проверить электронную анкету участника, сформированную в личном кабинете системы, заполнить пустые поля (часть из них заполнится автоматически, поэтому надо проверить достоверность введенных сведений). Так как зарегистрироваться на Госзакупках пользователь сможет лишь предоставив комплект необходимых документов, их постраничные сканы следует прикрепить к анкете. Полный перечень документации, предоставляемой различными участниками при регистрации, приводится в п. 5, 6 Правительственного Постановления № 1752 от 30.12.2018.
В ЕИС Госзакупки зарегистрироваться придется и самому руководителю, указав свои данные. Здесь же регистрируются и работники, которым фирма доверит заниматься госзакупками. У них должны иметься аккаунты, привязанные к профилю компании на Госуслугах.
В завершении руководитель или ИП подписывает заявку на регистрацию электронной подписью и отправляет ее на рассмотрение.
Аккредитация на электронных торговых площадках
Система проверит предоставленные в заявке данные и, если признает их правильными, внесет нового участника в ЕРУЗ, проинформировав об этом все торговые федеральные площадки. После этого он будет автоматически на них аккредитован. При этом КЭП участника подгрузится тоже автоматически, но на некоторых платформах ее нужно прикрепить вручную.
После всех этих процедур участник сможет участвовать в государственных закупках на любой выбранной им торговой площадке.
Читайте также: Могут ли самозанятые участвовать в госзакупках