Государственное регулирование оборота драгоценных металлов и камней
Согласно российскому законодательству, любая деятельность, связанная с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней в нашей стране, регулируется и контролируется государством.
Выражается это в следующем:
- Все организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате. Правила постановки на учет установлены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета…».
- С 2019 года, кроме постановки на специальный учет, хозяйствующие субъекты должны получать еще и лицензию на некоторые виды деятельности, связанные с оборотом драгоценных металлов и камней.
Лицензирование деятельности в области работы с драгметаллами и драгоценными камнями следует отличать от постановки на специализированный учет, встать на который обязаны не только хозяйствующие субъекты, занимающиеся деятельностью, подлежащей лицензированию, но и все иные субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие какие-либо производственно-хозяйственные операции с драгоценными металлами и камнями.
Базовые законы, регламентирующие общие вопросы оборота драгоценных металлов и камней, а также лицензирование данного вида деятельности:
- Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон № 41-ФЗ);
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Виды деятельности с драгметаллами, которые подлежат лицензированию
В ст. 15.1 Закона № 41-ФЗ указана деятельность, требующая получения лицензии:
- Деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий (подп. 57 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
- Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (подп. 56 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Иные виды деятельности, связанные с оборотом драгоценных металлами и драгоценными камнями, лицензированию не подлежат.
Процедура получения лицензии на работу с драгоценными металлами регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.09.2020 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности…» (далее - Постановление № 1418).
Также необходимо отметить, что финансовые операции с вышеуказанными объектами подлежат специальному лицензированию, осуществляемому в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также нормативно-правовому регулированию, осуществляемому Банком России.
Какие металлы считаются драгоценными и требуют оформления лицензии
Чтобы четко понимать, в каких случаях надо получать лицензию необходимо знать, как законодатель определяет основные понятия, используемые с этой области (ст. 1 Закона № 41-ФЗ).
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в естественном и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством РФ. Изделия могут быть изготовлены с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения, либо изготовлены из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Лом и отходы драгоценных металлов - полуфабрикаты, промышленные продукты, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и утратившие свои потребительские и функциональные свойства в результате использования или вследствие неисправимого брака, возникшего в процессе их производства, а также содержащие драгоценные металлы материалы и изделия, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе их производства, лом и отходы производства, содержащие драгоценные металлы.
Кто выдает лицензии на операции с драгметаллами
Лицензии на операции с драгоценными металлами выдает Федеральная пробирная палата (ее межрегиональные управления) по месту нахождения хозяйствующего субъекта.
Федеральная пробирная палата – это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и камней. Федеральная пробирная палата образована в соответствии с указом Президента РФ от 28.10.2019 №529 и находится в ведении Министерства финансов РФ.
Взаимодействие заявителей с Федеральной пробирной палатой осуществляется в электронном виде посредством Единого портал государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»).
Кто может получить лицензию на любой бизнес с драгметаллами
Обратиться за получением лицензии на драгоценные металлы вправе:
- юридические лица, в том числе иностранные юрлица;
- индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на налоговый учет в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Реализовывать интересы указанных лиц могут их уполномоченные представители, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ (ст. 185.1 ГК РФ).
Лицензия на переработку лома драгоценных металлов
Что считается переработкой лома драгоценных металлов?
Переработка лома и отходов драгоценных металлов означает процесс извлечения драгоценных металлов из материалов, содержащих эти металлы, с использованием различных методов, включая механические, химические и металлургические процессы (ст. 1 Закона № 41-ФЗ).
Этот процесс включает в себя следующие действия:
- отделение деталей, содержащих драгоценные металлы, от продукции (изделий) или их частей;
- сортировка и выборка лома и отходов драгоценных металлов.
Целью обработки является получение промежуточного продукта металлургического производства, который впоследствии подвергается аффинажу (очистке).
Обратите внимание! Деятельность по обработке лома и отходов драгметаллов, образовавшихся и собранных организацией (ИП) в процессе собственного производства (например, изъятие деталей из списанного оборудования), а также ювелирных и других изделий из драгметаллов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю, можно осуществлять без лицензии (см. Постановление № 1418).
Регулирует процедуру выдачи данной лицензии Приказ Федеральной пробирной палаты от 27.10.2022 № 165н «Об утверждении административного регламента Федеральной пробирной палаты по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов…».
Чтобы иметь возможность заниматься указанной деятельностью и компания, и ИП должны соответствовать определенным требованиям и иметь соответствующую производственно-хозяйственную базу.
Требования к соискателю лицензии на переработку лома драгметаллов
Прежде всего, соискатель должен иметь в собственности или на ином законном основании:
- необходимые для ведения деятельности здания, строения, сооружения и помещения. Это могут быть в том числе и части зданий, сооружений, помещений;
- весоизмерительное оборудование.
Кроме того, компания (ИП) должна иметь специализированную систему учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов. Подтверждением наличия системы учета являются разработанные и утвержденные юрлицами или ИП инструкции, учитывающие специфику выполняемых операций с драгметаллами и драгкамнями. Инструкции разрабатываются на основании и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов…» и Приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов…».
Отдельные требования предъявляются к количеству и квалификации работников организаций, претендующих на получение лицензии. Так, необходимо наличие как минимум одного работника, имеющего
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Технологии материалов»;
- дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в соответствующей области лицензируемой деятельности (не менее 72 час.).
В случае если у работника нет указанного образования, однако имеется стаж работы в указанной сфере деятельности не менее 1 года, то это также будет признаваться соответствующим требованиям о лицензировании.
Заявление для получения лицензии на переработку лома драгметаллов
Для получения лицензии на переработку драгоценных металлов соискатель должен представить в госорган соответствующее заявление.
Форма заявления утверждена Приказом Федеральной пробирной палаты от 11.02.2022 № 20н «Об утверждении форм документов…».
В заявлении отражается следующая информация:
- Основные данные о заявителе: наименование юрлица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование иностранного юрлица, филиала иностранного юрлица и его номер записи об аккредитации.
- Адреса всех мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Если права на указанные адреса зарегистрированы в ЕГРН, дополнительно указываются реквизиты подтверждающих документов.
- Сведения о наличии работников, имеющих образование и (или) стаж работы, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Заявление о предоставлении лицензии представляет в лицензирующий орган в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Какие документы приложить к заявлению на переработку драгметаллов
Вместе с заявлением необходимо представить документы, подтверждающие:
- наличие зданий, сооружений и помещений, принадлежащих соискателю на законном основании, если права не зарегистрированы в ЕГРН. Например, договор аренды или купли-продажи нежилого помещения.
- наличие весоизмерительного оборудования: договор аренды или купли-продажи оборудования, свидетельство о поверке весоизмерительного оборудования.
- наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов: технологические инструкции, регламенты, стандарты, технические условия и пр.
- трудовой договор, заключенный с работником (в случае, если информация о трудовой деятельности не внесена в СФР).
- документы об образовании работника (в случае, если эти сведения не содержатся в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении): диплом о высшем образовании, о профессиональной переподготовке, о среднем профессиональном образовании, удостоверение о повышении квалификации.
- документы, подтверждающие стаж работы в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если такой информация нет в СФР): выписка из трудовой книжки.
Все документы предоставляются в виде скан-образов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Документы, сведения о которых есть в соответствующих информационных системах, могут быть поданы заявителем в виде указания реквизитов этих документов в заявлении.
Госорган может не принять документы соискателя, если:
- они подано неуполномоченным лицом;
- электронная подпись заявителя признана недействительной в порядке, установленном законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Рассмотрение документов может быть приостановлено, если они содержат неполные сведения или оформлены по неустановленной форме, либо заявитель представил неполный комплект документов.
Лицензия на скупку драгоценных металлов
Деятельность по скупке у физлиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий возможна только при наличии соответствующей лицензии.
Регулирует предоставление услуги по выдачи лицензии Приказ Федеральной пробирной палаты от 27.10.2022 № 166н «Об утверждении административного регламента Федеральной пробирной палаты по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других…».
В этом случае лицензионные требования включают сходные, как и по рассмотренному выше виду деятельности, требования.
У соискателя в собственности или на ином законном основании должны иметься:
- необходимые для ведения деятельности здания, строения, сооружения и помещения (или части зданий, сооружений, помещений);
- весоизмерительное оборудование.
Также у соискателя лицензии должен быть в штате хотя бы один работник, имеющий:
- высшее образование по направлению подготовки «Товароведение»;
- среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
- дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в соответствующей области лицензируемой деятельности (не менее 72 час.).
В случае если у работника нет необходимого образования, однако имеется стаж работы в указанной сфере не менее 1 года, то это также будет признаваться соответствующим требованиям о лицензировании.
Процедура лицензирования указанного вида деятельности аналогична той, которая была рассмотрена выше.
Госпошлина за выдачу лицензии на бизнес с драгметаллами (скупку, переработку)
По общему правилу, за выдачу лицензии заинтересованное лицо уплачивает государственную пошлину. Размер пошлины установлен подп. 92, п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Однако, в настоящее время и до 31.12.2029 заявители госпошлину не оплачивают. Такая информация размещена на портале «Госуслуги».
Срок рассмотрения документов
Срок рассмотрения заявления о предоставлении любой лицензии составляет 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Заявитель получает уведомление о положительном или отрицательном решении госоргана в электронном виде через портал «Госуслуги».
Отказ в предоставлении лицензии
Заявителю отказывают в выдачи лицензии на драгоценные металлы, если:
- в документах содержится недостоверная или искаженная информация;
- в ходе проверки будет установлено несоответствие заявителя лицензионным требованиям, указанным в Положениях о лицензировании.
Постановка на специализированный учет
Как уже было отмечено, кроме лицензирования, юрлица и ИП, работающие с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате.
Специальный учет осуществляется посредством включения юрлиц и предпринимателей в реестр юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгметаллами и драгоценными камнями.
Реестр ведет Федеральная пробирная палата в созданной для этого государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК).
На специальный учет должны встать компании и предприниматели, осуществляющие следующие операции:
- купля-продажа (переход права собственности и иных имущественных прав) драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе их передача и прием в залог;
- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгметаллов и камней;
- перемещение драгоценных металлов и камней и продукции из них, в том числе перевозка в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и камней;
- ввоз драгоценных металлов и камней, а также продукции из них в РФ и их вывоз из РФ.
О том, как встать на специальный учет, читайте в нашей статье «Постановка на учет в Пробирной палате».
Перевозка драгметаллов
Перевозка драгоценных металлов, камней и продукции из них может осуществляться воздушным, морским, внутренним водным, железнодорожным транспортом и специализированными транспортными средствами автомобильного транспорта.
Требования к перевозке данного вида груза установлены п. 3 ст. 29 Закона № 41-ФЗ.
- Транспортные средства, перевозящие драгоценные металлы и камни и ювелирные изделия из них, должны быть оборудованы соответствующими техническими устройствами, которые должны обеспечивать безопасность указанного груза.
- Транспортировка груза должна сопровождаться вооруженной охраной.
В законе нет указания на необходимость получения грузоперевозчиком специальной лицензии на перевозку драгоценных металлов. Но любая компания (или ИП), планирующая заниматься данным видом деятельности, обязана встать на специальный учет в Федеральной пробирной палате. В этом случае информация о грузоперевозчике будет занесена в Реестр юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Таким образом, правом транспортировки драгметаллов и каменей обладают лишь предприниматели и предприятия, надлежащим образом поставленные на учет.
Нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции наказывается административным штрафом в порядке п. 2 ст. 15.46 КоАП РФ:
- для ИП в размере от 50 тыс. до 70 тыс. руб.;
- для юрлиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб.
Продажа драгоценных металлов
Тоже самое можно сказать и о продаже драгоценных металлов, камней и изделий из них.
Ранее такая деятельность подлежала лицензированию, на данный момент для торговли драгоценными металлами, камнями, ювелирными изделиями из них продавцу необходимо лишь встать на специальный учет в Пробирной палате. Лицензия на продажу драгоценных металлов законодательством не предусмотрена.
Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров…» (раздел II).
Аффинаж драгоценных металлов
Аффинаж – это металлургический процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до определенных норм.
Строго говоря, в действующем законодательстве нет такого понятия как лицензия на аффинаж драгоценных металлов. Но, чтобы иметь возможность заниматься аффинажем, организация должна быть включена в специальный перечень, который утверждается Правительства РФ (см. Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 № 972).
Чтобы попасть в этот список организация должна соответствовать определенным критериям. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.09.2020 № 1377 «Об утверждении критериев для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов…».
Заявление о включении в перечень организация направляет в Министерство финансов РФ по форме, указанной в Приложении № 1 к Постановлению Правительства № 1377.
К заявлению надо приложить следующие документы (копии документов):
- нотариально заверенная копия учредительного документа организации;
- оригинал доверенности представителя организации (в случае если представителем подписано заявление);
- документ, подтверждающий законное владение и (или) пользование земельным участком, производственным зданием, строением, сооружением и помещением, на территории которых возможно осуществлять деятельность по аффинажу, права на которые зарегистрированы в ЕГРН;
- документы, подтверждающие законное владение и (или) пользование техническими средствами, оборудованием и технической документацией, средствами программного обеспечения и средствами измерений, необходимыми для осуществления аффинажа драгметаллов;
- документы, подтверждающих наличие производственных мощностей, технологий, необходимых для производства драгметаллов в установленных объемах;
- документы, подтверждающие прохождение аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством РФ или прохождение международной аккредитации на техническую компетентность в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
- разработанные проекты инструкций работы организации;
- документы, подтверждающие наличие в штате организации специалистов, обладающих соответствующей квалификацией для осуществления аффинажа и обслуживания производственных мощностей;
- документы, подтверждающие наличие у организации помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
- документы, подтверждающих наличие у организации охраны;
- свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- свидетельство о регистрации объекта в реестре опасных производственных объектов;
- расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также разрешительные документы на выбросы и сбросы;
- лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (в случае необходимости);
- разрешительные документы на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Вышеуказанные документы можно представить в Министерство финансов РФ непосредственно (лично) или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Минфин в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, направляет их на рассмотрение в Федеральную пробирную палату для подготовки заключения о соответствии (несоответствии) организации установленным критериям.
Федеральная пробирная палата в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, выявляет фактическое соответствие организации установленным критериям. По итогам выездной проверки Пробирная палата направляет в Минфин России заключение о соответствии (несоответствии) организации требованиям закона.
Министерство финансов в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения заключения, направляет в Правительство РФ проект постановления о включении организации в перечень.
Уведомление о включении организации в перечень (об отказе) направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Порядок выдачи лицензии на экспорт драгоценных металлов
Для ввоза и вывоза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы может потребоваться оформление лицензии.
Лицензия потребуется при экспорте товаров, указанных в Приложения № 2 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 (таблица 1, таблица 2 Раздела 2.10).
Оформление Лицензии не требуется при помещении сырьевых товаров под определенные таможенные процедуры, например, выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки для внутреннего потребления и т.п.
Предоставление государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.
Лицензия выдается на основании заключения Министерства финансов России о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров.
Порядок выдачи лицензий определен Административным регламентом Министерства промышленности и торговли РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, утв. приказом от 18.10.2017 № 3624.
Как проверить наличие лицензии
Проверить наличие лицензии у организации или ИП можно на сайте Федеральной пробирной палаты, где размещен сводный реестр лицензий на драгоценные металлы.
Реестр лицензий на драгоценные металлы представляет собой государственную базу данных, в которой фиксируется информация о юридических и физических лицах, имеющих право на осуществление деятельности, связанной с обращением драгоценных металлов.
В реестре указаны данные о лицензиатах, включая их наименование, место нахождения, реквизиты лицензии, а также срок ее действия. Также здесь содержится информация о виде деятельности, на которую получено разрешение.
Данные сведения являются открытыми. Поиск необходимой информации может осуществлять по ИНН, ОГРН, наименованию лицензиата или номеру лицензии.
Наказание за работу без лицензии
Работа без лицензии является серьезным нарушением законодательства.
За осуществление деятельности без лицензии предполагается ответственность в виде административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ст. 14.1 КоАП РФ). Размер штрафа:
- для физлиц (ИП) - от 2 000 до 2 500 руб.;
- для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб.;
- для юрлиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Также в КоАП РФ предусмотрена специальная статья, предусматривающая ответственность за ведение деятельности без постановки на специальный учет, а также за несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета (ст. 15.43 КоАП РФ). Размер штрафа за ведение деятельности без постановки на учет составляет:
- для ИП от 80 000 до 100 000 руб.;
- для юрлиц от 120 000 - 140 000 руб.
***
Таким образом, лицензия требуется не на все виды деятельности в области оборота драгоценных металлов и камней. Однако, действующим законодательством России предусмотрена обязательная постановка на специализированный учет всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в этой области. Нарушение установленного порядка влечет за собой применение мер ответственности, установленных законодательством РФ.