Как ИП участвовать в госзакупках

07.07.2021
0
Команда СП

Каким требованиям должны соответствовать ИП или ООО для госзакупок, обозначено в законах от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Торги осуществляются в онлайн-формате на электронных торговых площадках, где заказчики размещают свои объявления, а потенциальные поставщики подают заявки на участие. После выбора конкретного исполнителя работ оглашается победитель. Субъект предпринимательства может мониторить подходящие ему объявления сразу на нескольких торговых площадках.

Может ли ИП участвовать в госзакупках

Законодательство для заказчиков на электронных торгах устанавливает минимальное значение объема госзакупок у субъектов малого бизнеса, что создает дополнительные преимущества и для ИП:

  • согласно ст. 30 Закона № 44-ФЗ на долю представителей малого бизнеса должно приходиться минимум 15% проведенных закупок в течение года (по каждому заказчику), а с 01.01.2022 г. это значение увеличится до 25%;
  • в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Постановлением Правительства от 11.12.2014 г. № 1352, если участниками торгов являются только субъекты МСП, квота малого и среднего бизнеса в закупках должна быть не меньше 20%.

Участие ИП в госзакупках возможно независимо от применяемой предпринимателем системы налогообложения. Для этого понадобится электронная подпись и регистрация на ряде специальных ресурсов. Кроме того, предпринимателю необходимо определить свой производственный потенциал, чтобы была возможность обеспечить поставку в оговоренные сроки в полном объеме. По некоторым направлениям деятельности может потребоваться наличие лицензии.

Код ОКВЭД для госзакупок для ИП может быть любым, главное – чтобы предприниматель действительно работал в сегменте, в рамках которого проводятся торги, и мог обеспечить заказчика необходимым объемом продукции в сжатые сроки. Если заявленный в документации конкурса код вида деятельности не соответствует кодам ОКВЭД предпринимателя, которые указаны в ЕГРИП, заказчик не может инициировать отклонение заявки ИП на этом основании.

По некоторым ОКВЭД госзакупки (2021) для ИП недоступны. Так, представители малого бизнеса не участвуют в закупках по оборонному госзаказу. Для выполнения заказов, связанных с безопасностью страны необходимы значительные капиталовложения, что невозможно осуществить ИП, относящемуся к малому бизнесу.

Госзакупки ИП – с чего начать

Начать надо с изучения нормативной базы. Проще всего входить в процесс электронных торгов, регулируемых Законом № 44-ФЗ. Для участия в закупке надо определиться с торговой площадкой и сферой деятельности, в которой предприниматель готов оказывать услуги. Далее надо зарегистрировать ИП на Госзакупках (официальный сайт единой информационной системы - ЕИС), но перед этим придется совершить несколько действий.

Как зарегистрироваться ИП на Госзакупках:

1. Так как торги проводятся в электронном формате, вся документация визируется электронной подписью, поэтому предприниматель должен получить усиленную квалифицированную ЭЦП (п. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ). ЭЦП для ИП для Госзакупок оформляется через аккредитованные удостоверяющие центры. Эта подпись сохраняет свою актуальность для торгов как по закону 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Предпринимателю для оформления ЭЦП необходимо представить в удостоверяющий центр заявление, паспорт, номер СНИЛС и ИНН.

2. Сначала осуществляется регистрация на Госуслугах в качестве физического лица, после чего становится доступной функция создания учетной записи в статусе ИП.

3. Чтобы госзакупки для ИП стали доступными, необходимо пройти регистрацию в ЕИС Госзакупки. Предварительно на компьютер устанавливается необходимое программное обеспечение. Для дальнейшего пользования этим ресурсом необходимо зайти в личный кабинет и внести в него регистрационные данные. Часть информации подгружается из Госуслуг, предпринимателю остается заполнить пустые графы, подтвердить правильность данных электронной подписью и отправить заявку. Дальше производится проверка информации, и, если все данные корректны, результатом становится аккредитация и включение ИП в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).

После того как регистрация ИП на Госзакупках завершена, предпринимателю надо открыть спецсчет. Спецсчет требуется для создания денежного обеспечения заявки (п. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Его можно открывать не в любом банке, а только в тех финансовых учреждениях, которые присутствуют в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства от 13.07.2018 г. № 1451-р.

Следующий этап – вход на торговые площадки. Авторизуется предприниматель через Госуслуги, также должен быть подключен носитель с электронной подписью.

Как ИП участвовать в госзакупках

Для возможности проведения госзакупки регистрация нового пользователя ИП должна быть завершена, счет открыт.

После завершения регистрационных мероприятий и получения доступа к электронным площадкам, предприниматель получает возможность участвовать в торгах. Начинается процесс с подачи заявки. Эта процедура предусматривает заполнение заявительной формы, дополнительно прикладываются необходимые лицензии, сметы, спецификации, сертификаты и т.д. Обязательно указывается стоимость услуг, возможные дополнительные затраты.

В некоторых случаях участие ИП в госзакупках 44-ФЗ допускает только при условии формирования суммы обеспечения заявки на спецсчете предпринимателя. Такой критерий напрямую зависит от суммы сделки. Так, Постановлением от 12.04.2018 г. № 439 установлен лимит цены контракта в 1 млн. руб., при котором обязательно формируется обеспечение заявки. Эти денежные средства замораживаются на спецсчете до окончания торгов.

Читайте также: Могут ли самозанятые участвовать в госзакупках