Инвентаризация ГСМ: цели проведения
Инвентаризируют все виды ГСМ: дизтопливо, бензин, керосин, мазут, масла и смазки. Проводят проверку для установления наличия этих запасов в единицах измерения по видам и сопоставления его с учетной информацией на дату инвентаризации. Кроме того, важным критерием периодических поверок ГСМ является контроль соблюдения условий и порядка хранения горюче-смазочных материалов, часто являющихся объектом хищения.
Проведение инвентаризации ГСМ регулируется законом РФ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и начинается с издания соответствующего распоряжения (приказа) руководителя компании. Этот документ определяет, в частности, срок ее осуществления и состав инвентаризационной комиссии.
Как правило, при инвентаризации ГСМ председателем комиссии назначают главного инженера компании. Это связано с тем, что вопросы снабжения и использования ГСМ в организации находятся в сфере его должностных обязанностей.
Инвентаризация ГСМ на предприятии
Перед проведением инвентаризации ГСМ нужно убедиться, что все средства измерения своевременно прошли метрологическую поверку.
На дату проведения проверки инвентаризационной комиссией (обычно счетным работником, включенным в ее состав) выводится остаток ГСМ по бухгалтерским данным. Кроме того, с ответственных лиц взимаются расписки о сдаче в бухгалтерию всех документов, которыми оформлялся приход топлива и его расходование.
Лишь после этого приступают непосредственно к замерам ГСМ в емкостях и резервуарах. Характер этой работы требует использования специальных инструментов и измерительной техники: рулеток с грузом, метроштоков и др.
Инвентаризация ГСМ — самая хлопотная процедура из всех видов контролирующих мероприятий.
Особенной сложностью отличается проведение замеров в больших резервуарах вместимостью от 2-х или 5-ти тысяч тонн. При фиксации натуральных показателей в подобных емкостях ревизорам необходимо учитывать наличие конденсата, который скапливается в них из-за значительных перепадов температуры. Также, обязательной процедурой является расчет погрешности поверхностного натяжения каждого вида инвентаризируемого топлива в зависимости от температуры воздуха на день проверки.
Фактическое количество ГСМ, хранящихся в запечатанных опломбированных емкостях, которые не вскрываются по ТУ хранения, рассчитывают по определенным формулам. Измерение массы нефтепродуктов проводится в соответствии с ГОСТ 8.587-2019 (утв. приказом Росстандарта от 14.11.2019 № 1170-ст).
Как рассчитать недостачу ГСМ, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-праововой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Акт инвентаризации ГСМ
Результаты инвентаризации ГСМ оформляют унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 — например, такими как ИНВ-3 «Инвентаризационная опись ТМЦ», ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ». Поскольку обязательность применения типовых форм упразднена, компании вправе разрабатывать собственные документы по учету топлива и смазки, но с указанием обязательных реквизитов из ст. 9 закона № 402-ФЗ..
Данные в описи заносятся по видам (бензин, дизтопливо, смазочные масла) и маркам ГСМ.
Инвентаризация ГСМ в баках автомобилей
При инвентаризации ГСМ следует учитывать, что наличие топлива в баках авто и талонов на топливо (в натуральном достоинстве) у водителей устанавливается на основании акта снятия остатков. Этот акт оформляется ежемесячно по состоянию на последний день месяца или на день осуществления инвентаризации.
На основании данных остатков топлива в баках и талонов на топливо у водителей, сгруппированных по маркам топлива, и средней цены отпущенного в отчетном месяце топлива устанавливается стоимость этих остатков, которая и должна равняться стоимости ГСМ, отраженных по субсч. "Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей, талоны у водителей".
Аналитический учет ГСМ осуществляют по видам нефтепродуктов и каждому водителю или трактористу. Обеспечивают рациональное расходование ГСМ разработанные на основе руководящего документа, периодически выпускаемого Минтранспорта РФ, нормы расхода топлива и смазочных материалов. Их составляют, учитывая особенности имеющегося автопарка и ежегодно обновляют. Утверждает документ руководитель компании.
Зачастую на основе норм расхода ГСМ на предприятиях разрабатывают Положение о премировании за экономию ГСМ и применяют его на практике, обеспечивая контроль расходования топлива и смазок по единицам автотехники.
Потери ГСМ, связанные с зачисткой резервуаров, ремонтом, аварийные потери и др. не учитываются в нормах естественной убыли. Также эти нормы не применяются для расфасованных (хранящихся в герметичной упаковке) нефтепродуктов.
Итоги
Инвентаризацию ГСМ проводят в тех же случаях, что и инвентаризацию других ТМЦ организации. В рамках годовой инвентаризации проверяют каждую марку топлива по всем местам хранения, включая баки автомобилей, и по каждому материально ответственному лицу. Кроме того, в целях контроля сохранности и расхода топлива и смазочных материалов инвентаризацию ГСМ целесообразно проводить ежемесячно. Такая инвентаризация может быть как сплошной, так и выборочной.