В 2019 году в нескольких российских регионах была развернута работа долговых центров ФНС. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.
Долговой центр ФНС: функции и назначение
Весной-летом 2019 года некоторые региональные налоговые инспекции выпустили письма, в которых проинформировали налогоплательщиков о том, что в соответствующих субъектах РФ в рамках пилотного проекта ФНС открылись Долговые центры (ДЦ) — учреждения, в чьи функциональные обязанности входят:
-
направление налогоплательщикам требований о внесении платежей в бюджет;
-
взыскание недоимок за счет средств на счетах налогоплательщиков;
-
взыскание за счет имущества должников;
-
арест активов должника по распоряжению прокурора.
Каких-либо официальных административных регламентов по работе ДЦ опубликовано не было. Возможно, это связано с тем, что проект все же пилотный и функционирует лишь в девяти субъектах РФ.
Долговой центр ФНС — новый тип учреждения, в рамках работы которого осуществляется взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков. В отдельных источниках прямо говорится о том, что цель создания ДЦ — это принудительное взыскание долгов с хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, сами представители ФНС заявляют о том, что в задачи долговых центров входит и недопущение образования долгов.
Процесс взыскания базируется, в том числе, и на анализе дебиторской задолженности предприятия-должника. Специалисты ДЦ, видя, что у фирмы есть долги перед бюджетом, могут принять во внимание тот факт, что причина тому — непогашенные обязательства контрагентов, и инициировать работу и с ними тоже.
Одной из важных задач работы ДЦ называется предупреждение схем ухода от налогов за счет «отмывания» капиталов, «липовых» процедур ликвидации или реорганизации хозяйствующего субъекта. Ожидается, что в целях выявления подобных схем будут задействованы автоматизированные алгоритмы. Благодаря им, специалисты налоговой службы получат возможность сократить время выполнения различных рутинных операций и сосредоточиться на противодействии механизмам уклонения фирм от уплаты налогов.
В функции ДЦ не входит администрирование объектов налогового контроля: данное полномочие остается на стороне «обычных» налоговых инспекций. Выездными налоговыми проверками долговые центры также не будут заниматься.
Представители ведомства говорят о приоритете оперативности в организации работы с должниками в рамках функций ДЦ. Типичным сроком между моментами информирования хозяйствующего субъекта о долге и обращения за взысканием к приставам называется один месяц.
Зачем создали ДЦ ФНС?
Долговые центры ФНС России были учреждены в рамках процесса делегирования функций контрольно-ревизионных отделов «обычных» ИФНС на уровень самостоятельных инспекций. Данный процесс, как отмечают сами налоговики, поэтапно проходит с 2016 года.
Первые проекты, в рамках которых были протестированы механизмы оперативного взыскания задолженностей, были реализованы в налоговых учреждениях Томска, Челябинска. Затем был инициирован пилотный проект по учреждению Центров, о которых идет речь.
Можно отметить, что один из главных их ресурсов — информационная сеть, с помощью которой ДЦ осуществляет мониторинг движения денежных средств хозяйствующих субъектов в банках в целях последующего анализа их финансовой деятельности. Данный ресурс — один из ключевых, помогающий налоговикам эффективно работать как раз по дебиторской задолженности: соответствующая информационная сеть будет отражать операции в том числе и по контрагентам предприятий-должников.
Одно из отличий работы ДЦ в сравнении с традиционными методами налоговых инспекций — более активное применение такой меры как арест имущества при взыскании долга. Арест, как говорят сами налоговики, позволяет оперативно пресечь действия хозяйствующего субъекта по выводу крупных активов из-под процедуры взыскания.
Долговой центр ФНС: в каких регионах он уже есть?
Рассматриваемые учреждения в рамках пилотного проекта открыты в 9 субъектах РФ:
-
в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях;
-
в Республиках Башкортостан, Удмуртия;
-
в Приморском крае.
При этом, в одних регионах ДЦ могут заниматься задолженностями всех типов налогоплательщиков — и физлиц, и хозяйствующих субъектов (ИП и юрлиц), в других — только хозяйствующих субъектов.
Центры могут базироваться на межрайонных инспекциях ФНС различного профиля. Например, в Приморье, в Калининградской и Саратовской областях статус ДЦ получили бывшие инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Высшее руководство ФНС высоко оценивает эффективность работы ДЦ: отмечалось, что благодаря Центрам, открытым в рамках пилотного проекта, обеспечено более трети от снижения долгов предприятий по налогам.
Чего ждать бизнесу от работы ДЦ?
Если фирма не имеет проблем с оплатой налогов, то работа ДЦ в регионе ее присутствия будет для нее незаметной. Обращение оттуда маловероятно, если для этого нет повода.
Если же проблемы есть, то предприятию нужно иметь в виду, что долговой центр ФНС имеет значительный объем информации по движению денежных средств на счетах налогоплательщика. Налоговики смогут видеть, с какими контрагентами велись расчеты и на какие суммы.
Эта информация может пойти на пользу налогоплательщику, в случае, если его долги перед бюджетом обусловлены как раз большой дебиторкой. Долговые центры, «вычислив» это, инициируют работу, направленную, в том числе, на стимулирование погашения долгов контрагентами должника.
Вместе с тем, не могут не настораживать специфические методы, на которых ДЦ собираются делать акцент, а именно — оперативный арест имущества хозяйствующих субъектов. В данном направлении могут допускаться случайные ошибки (в том числе по определению размера арестовываемых активов), и их совершение явно не будет способствовать финансовой устойчивости предприятия.
Таким образом, при наличии рисков допущения неплатежей в бюджет предприятиям имеет смысл поработать над механизмами упреждающей защиты активов, которые могут попасть под необязательный арест.
Читайте также: Арест дебиторской задолженности приставами