Главной задачей рекламы является привлечение внимания потенциальных покупателей к реализуемым товарам и услугам. Большая роль при этом отведена объектам наружной рекламы (плакатам и баннерам), размещаемых на различных конструкциях - стационарных (щитовых установках, транспарантах-перетяжках, витражах, электронных табло и др.) или временных (выносных щитах - штендерах).
Затраты, связанные с рекламой, признаются таковыми, если выполняется основное требование п. 1 ст. 3 закона № 38-Ф от 13.03.2006 «О рекламе», т. е. когда понесены они с целью продвижения товара на рынке и привлечения к нему внимания большого круга потребителей. Напомним, как осуществляется учет наружной рекламы, и какими проводками оперирует бухгалтер.
Учет наружной рекламы
Расходы по наружной рекламе законодатель относит к блоку ненормируемых затрат на рекламу, признаваемых расходами по обычным видам деятельности в полном объеме и не требующих обязательности списания в налоговом учете в пределах допустимого норматива, как, например, траты на покупку разыгрываемых призов, списание затрат на которые возможно лишь в размере 1% от выручки в отчетном периоде (пп. 5,7 ПБУ 10/99, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Перечень ненормируемых рекламных расходов строго ограничен и содержит кроме наружной рекламы только затраты на мероприятия, проводимые в рекламных целях в СМИ, интернете, на телевидении или радио, а также на участие в выставках, экспозициях, ярмарках и их оформление.
Расходы на наружную рекламу - это косвенные затраты, их учитывают в составе коммерческих расходов, связанных с производством и продажей, включая в полном объеме в затраты отчетного периода, в котором они были понесены.
Бухгалтерский учет наружной рекламы
Компании, работающие на УСН и, соответственно, применяющие кассовый метод учета, включают этот вид затрат в расходы после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Правда, учесть рекламные расходы вправе только налогоплательщики, применяющие режим УСН «Доходы минус расходы» (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Предприятия на ОСНО расходы по наружной рекламе включают в состав расходов по факту подписания акта о выполнении контрагентом рекламных услуг. Как правило, для обобщения рекламных расходов используют счет 44 «Расходы на продажу», открывая при необходимости соответствующий субсчет к нему. По дебету счета фиксируются суммы произведенных рекламных расходов, с кредита они списываются в дебет счетов 90 или 91.
Списание подобных трат в бухучете отражается проводками:
Операции |
Д/т |
К/т |
Произведена оплата рекламному агентству за размещение рекламы на городских стендах |
60 |
51 |
Списаны расходы на рекламу |
44 |
60 |
Учтен НДС, предъявленный агентством |
19 |
60 |
Отражен вычет НДС |
68 |
19 |
Если рекламный продукт изготовлен предприятием самостоятельно, то его стоимость формируется объединением соответствующих затрат |
44 |
10, 69, 70 |
Расходы по наружной рекламе списаны в затраты, связанные с продажей |
90/2 |
44 |
Рассмотрим на примере, как оформить в бухгалтерском учете расходы на рекламную кампанию – распространение информации о выпускаемом продукте на городских баннерах.
Пример
В сентябре 2020 ООО «Глобус», работающее на ОСНО, заключило договор с рекламным агентством ООО «Информация» на изготовление 10 баннеров для рыночного продвижения нового товара, оплатив услуги изготовителя в полном объеме – 240 000 руб., в т. ч. НДС 40 000 руб.
В октябре 2020 баннеры были изготовлены и распространены. На выполненные работы изготовителем составлен акт, который подписал заказчик.
Бухгалтерский учет наружной рекламы будет сопровождаться следующими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
В сентябре 2020: |
|||
Оплата рекламному агентству за изготовление и размещение наружной рекламы |
60 |
51 |
240 000 |
В октябре 2020: |
|||
Списаны расходы на наружную рекламу по акту |
44 |
60 |
200 000 |
Учтен НДС, предъявленный агентством |
19 |
60 |
40 000 |
Отражен вычет НДС |
68 |
19 |
40 000 |
Списание затрат в состав коммерческих расходов, связанных с реализацией |
90/2 |
44 |
200 000 |
Если бы компания ООО «Глобус» применяла УСН «Доходы минус расходы» и была освобождена от уплаты НДС, то затраты по рекламе были бы списаны в сентябре проводками:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Оплата агентству за наружную рекламу |
60 |
51 |
240 000 |
Списаны расходы на рекламу |
44 |
60 |
240 000 |
Затраты на рекламу списаны в расходы |
90/2 |
44 |
240 000 |