Аренда государственного и муниципального имущества

29.11.2023
0
Передача имущества по договору аренды – важная процедура, обуславливающая дальнейшую возможность использования арендуемого имущества. В статье мы затронем тему аренды государственного имущества и расскажем о том, как проходит эта процедура.

Передача имущества по договору аренды

Аренда – это способ передать по закону в возмездное пользование индивидуально-определенные вещи без перехода права собственности. Для передачи имущества стороны заключают договор и оформляют акт приема-передачи.

Правоотношения, связанные с заключением, исполнением и расторжением договора аренды регулируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Отдельные виды аренды регулируются также другими кодексами (Земельным, Лесным, Водным), законами и подзаконными актами.

Имущество в контексте договора аренды рассматривается в широком понимании. То есть в аренду может быть передано практически любое имущество. Нельзя передать в аренду только имущество, исключённое из гражданского оборота или ограниченное в таком обороте.

Особый интерес для хозяйствующих субъектов вызывает возможность аренды имущества у государства. Такая аренда считается выгодной альтернативой коммерческим правоотношениям. Предпринимателей привлекают более низкие по сравнению с коммерческими арендные ставки, стабильность арендодателя и длительность срока аренды.

Далее мы рассмотрим порядок передачи в аренду государственного и муниципального имущества.

Что относится к государственной собственности

Государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам России - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности (ст. 214 ГК РФ), а является самостоятельной формой собственности. Муниципальная собственность – это имущество, находящиеся в ведении и распоряжении местных органов власти. Владельцем такого имущества может выступить любая административно-территориальная единица – город, поселок, деревня и любое другое образование.

Разобраться, чем отличается аренда госимущества от аренды частной собственности поможет система КонсультантПлюс. Чтобы зайти в систему бесплатно, подключите пробный доступ на 2 дня.

Государственное и муниципальное имущество может принадлежать:

  • на праве оперативного управления государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления;
  • на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
  • на праве оперативного управления государственным или муниципальным автономным учреждениям.

Законодательство об аренде государственной собственности

К договору аренды государственного и муниципального имущества применяются общие положения ГК РФ о договорах и об обязательствах, о сделках, об исковой давности и т.д. К соответствующим видам имущества применяют положения Земельного, Водного и Лесного кодексов РФ.

Что касается вопросов передачи государственного и муниципального имущества в аренду, то они регулируются специальными нормативными актами. Это:

  • Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Статья 17.1 устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
  • Приказ ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды…» (далее – Приказ № 147/23).
  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909. Определяет официальный ресурс в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров, указанных в Законе № 135-ФЗ.
  • Подзаконные нормативные акты, регулирующие процедуру передачи имущества в аренду различными гос. организациями. Например, Правительство РФ в постановлении от 12.08.2011 № 677 утвердило Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений.

Вопросы аренды государственного и муниципального имущества довольно часто дополняется нормативными актами, изданными на уровне субъектов РФ и местных муниципалитетов. Как правило порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Кто может передать имущество в аренду

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Государственное и муниципальное имущество можно арендовать, заключив договор аренды как непосредственно с органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и с предприятиями и учреждениями, которым это имущество передано в оперативное управление или в хозяйственное ведение. В последнем варианте имущество сдается только при наличии согласия собственника.

По договору аренды федерального имущества арендодателем выступает Росимущество.

Кто может взять в аренду государственное имущество

В качестве арендатора государственного или муниципального имущества может выступать

  • любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы, места нахождения, а также места происхождения капитала;
  • любое физлицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП).

Чаще всего интерес к аренде государственной и муниципальной собственности проявляют владельцы малого и среднего бизнеса, которые ведут предпринимательскую деятельность в рамках небольших предприятий и фирм. Это индивидуальные предприниматели, различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные), крестьянские и фермерские хозяйства.

Обратите внимание! Для владельцев малого и среднего бизнеса предусмотрены преференции при аренде государственной и муниципальной собственности (ст. 18 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»). Органы власти могут предоставить им в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях. Обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим.

Порядок передачи в аренду государственного и муниципального имущества

По общему правилу арендовать государственное или муниципальное имущество можно только по результатам торгов (конкурсов или аукционов). Процедура проведения торгов регулируется Приказом № 147/23.

В случае нарушения установленной процедуры договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административное наказание (ст. 7.32.4 КоАП РФ).

В основном торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении имущества, перечень которого определен в Приложении № 2 к Приказу № 147/23. В него включены, в частности, отвечающие определенным требованиям нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, железнодорожные пути, трубопроводы, порты, аэродромы и другое имущество.

Торги на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества проводятся в электронном формате.

Обратите внимание! В законодательства предусмотрены определенные исключения, позволяющие передавать имущество в аренду без проведения торгов. Они перечислены в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, ст. 73.1 Лесного кодекса РФ.

Чем отличается конкурс от аукциона

Аукцион выигрывает тот, кто предложил наиболее выгодную (более высокую) цену (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Конкурс не предполагает торгов как таковых, участники размещают предложение один раз, не видят чужих предложений и не могут изменить цену. Конкурс выигрывает тот, кто по мнению конкурсной комиссии предложил лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Это значит, что учитывается не только цена, но и другие критерии. Например, сроки реконструкции или капитального (текущего) ремонта объекта, если это предусмотрено в конкурсной документации (подп. 1 п. 70 Приказа № 147/23).

В каких случаях необходимо получить согласие собственника на аренду

Поскольку государственное и муниципальное имущество зачастую передается в оперативное управление предприятиям и учреждениям, последние при совершении сделок с этим имуществом должны заручиться согласием собственника.

Согласие собственника требуется:

  • казенным учреждениям и предприятиям при передаче любого имущества в аренду (ст. 297 ГК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • автономным учреждениям, когда они сдают в аренду недвижимость и особо ценное движимое имущество, которое предоставил им собственник либо на которое он выделил деньги (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • бюджетным учреждениям, когда они сдают в аренду особо ценное движимое имущество, закрепленным за ними собственником (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Договор аренды, заключенный без согласования с собственником, может быть признан недействительным (ст. 173.1 ГК РФ). Кроме того, в случае нарушения данного порядка передачи в аренду федерального имущества виновное должностное лицо может быть оштрафовано согласно п.1 ст. 7.24 КоАП РФ.

Федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Для остальных учреждений и предприятий тоже может быть установлен свой порядок.

Когда нужно получить одобрение сделки собственником

Если планируемая сделка для арендодателя является крупной или относится к сделкам с заинтересованностью, то ему также необходимо получить одобрение собственника на сделку.

Крупной сделкой для бюджетных, автономных учреждений и казенных предприятий считается сделка с ценой (суммой арендных платежей), превышающей 10% балансовой стоимости активов учреждения или предприятия (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ст. 14 Закона об автономных учреждениях, ст. 23 Закона об унитарных предприятиях).

Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) договор аренды будет считаться, если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.

Для казенных учреждений понятия крупной сделки и сделки с заинтересованностью не определены. Казенное учреждение при любой цене сделки не может распоряжаться имуществом без согласия своего учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Аренда без проведения торгов

Как мы уже отметили выше, законодатель предполагает, что в некоторых случаях (они указаны в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ) передача федерального и муниципального имущества в аренду возможна без проведения торгов. Например, если имущество предоставляется:

  • некоммерческим организациям, созданным для решения социально значимых проблем;
  • медицинским и образовательным организациям;
  • адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
  • исполнителю по государственному (муниципальному) контракту или договору;
  • взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения;
  • в случае, если имущество является частью помещения, здания, строения или сооружения, а общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения;
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
  • на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
  • в виде государственной или муниципальной преференции;
  • в др. случаях, указанных в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Как проходят торги на право аренды госимущества

Для проведения торгов собственник или владелец имущества создает специальную комиссию. Ее основные функции: работа с предложениями от заявителей, установление круга лиц, допущенных к мероприятию, исследование конкурентных преимуществ и иных особенностей каждой заявки, определение победивших конкурсантов или участников аукциона.

Основные этапы торгов:

  1. Размещение информации о проведении торгов.

  2. Прием заявок.

  3. Рассмотрение заявок.

  4. Проведение процедуры торгов и определение победителя.

Размещение информации о проведении торгов

Организатор торгов размещает извещение о проведении торгов и сопутствующую документацию на официальном электронном ресурсе ГИС Торги. Торги проходят только в электронной форме.

В извещении указывают информацию о мероприятии (п. 34, п. 88 Приказа № 147/23):

  • сведения об организаторе торгов (наименование, телефон, электронный адрес), адрес электронной площадки, на которой проводятся торги;
  • порядок, дату и время окончания срока подачи заявок, а также дату и время окончания срока рассмотрения заявок;
  • срок, в течение которого возможен отказ от торгов;
  • требование о внесении задатка, размер, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета, на который его нужно перечислить;
  • информация о передаваемом имуществе (место расположения, описание, в том числе фотографии, технические характеристики, целевое назначение);
  • начальную цену договора, в размере ежемесячного или ежегодного платежа;
  • срок действия договора;
  • сроки и порядок оплаты по договору;
  • срок, в течение которого должен быть подписан проект договора.

Извещение о проведении конкурса (аукциона) должно содержать проект договора в электронной форме (п. 35, п. 89 Приказа № 147/23).

Документация помимо информации и сведений, содержащихся в извещении, должна содержать

  • требования к содержанию, форме и составу заявки и инструкцию по ее заполнению;
  • требования к участникам конкурса (аукциона);
  • порядок проведения процедуры и критерии выбора победителя;
  • порядок проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору.

Указанный пакет документов должен быть размещен на сайте не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие.

Прием заявок на торги о праве аренды госимущества

Заявитель направляет заявку оператору электронной площадки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью. Подать можно только одну заявку.

Каждая поданная заявка регистрируется оператором электронной площадки с указанием даты и времени ее получения. В течение часа с момента окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки направляет организатору торгов или специализированной организации поступившие заявки. 

Заявка, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. В течение 5 рабочих дней с даты подписания протокола конкурса или аукциона возвращается задаток (если он был).

Рассмотрение заявок на торгах

Поступившие заявки рассматривает конкурсная или аукционная комиссия организатора торгов. Заявки рассматриваются на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной (аукционной) документацией.

Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не должен превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок. Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 2 дней с даты окончания срока подачи заявок.

По результатам рассмотрения заявок составляется протокол, в который включают сведения о всех заявителях; решение о допуске заявителя к участию в торгах и признании его участником торгов или об отказе в допуске к участию в торгах с обоснованием такого решения и с указанием причин (п. 64, п. 116 Приказа № 147/23).

Конкурсная или аукционная комиссия может отклонить заявку в случаях:

  • отсутствия необходимых документов и (или) сведений либо наличия в них недостоверной информации;
  • несоответствия участника обязательным требованиям;
  • невнесения задатка;
  • несоответствия заявки требованиям конкурсной (аукционной) документации. Например, наличие в заявке предложения о цене договора ниже его начальной цены;
  • подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом МСП или самозанятым физлицом, если торги проводятся только для этих субъектов;
  • наличия информации о ликвидации юрлица или решения суда о признании юрлица, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства; наличия решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае, когда на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно.

Проведение процедуры (конкурса или аукциона) и определение победителя

Правила проведения конкурса отличаются от правил проведения аукциона.

Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона» (5% начальной цены договора). Ход проведения аукциона фиксируется оператором электронной площадки в электронном журнале, который затем направляется организатору аукциона для подведения итогов аукциона. Не позднее следующего дня организатор аукциона оформляет и подписывает протокол подведения итогов аукциона, в котором указываются в числе прочих информацию о победителе аукциона (п. 128, п.129 Приказа № 147/23). Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора (п. 127 Приказа № 147/23).

Конкурс проводится путем оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в конкурсе. Условия, содержащиеся в заявках, оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией (п. 72, п. 75 Приказа № 147/23). По результатам оценки каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности предложенных условий исполнения договора. Заявке, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия, меньший порядковый номер присваивается той, которая поступила ранее других заявок с такими же условиями. Победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, и заявке которого присвоен первый номер (п. 80 Приказа № 147/23). Не позднее дня, следующего за днем окончания проведения оценки и сопоставления заявок, конкурсная комиссия оформляет соответствующий протокол (п. 81 Приказа № 147/23).

Как принять участие в торгах

Желающему принять участие в торгах по аренде государственного имущества необходимо:

  1. Зарегистрироваться в ГИС Торги и получить возможность участвовать в торгах на всех электронных площадках, либо осуществить регистрацию только на необходимой электронной площадке в соответствии с регламентом такой электронной площадки;
  2. Выбрать нужный объект торгов на сайте ГИС Торги, воспользовавшись поиском по категориям и характеристикам имущества.
  3. Изучить информацию, содержащуюся в извещении и прилагаемой документации, подать заявку и принять участие в процедуре на электронной площадке.

Что надо включить в заявку на торги о праве аренды

В заявку, которую подают для участия в торгах (аукционе, конкурсе), включают следующие данные:

  • для юрлица: полное и сокращенное название, сведения об организационно-правовой форме, почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты; для физлица: Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, номер контактного телефона, адрес электронной почты;
  • ИНН юрлица и физлица, в том числе зарегистрированного в качестве ИП, код причины постановки на учет юрлица;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юрлица (копию решения (приказа) о назначении физлица на должность; доверенность на осуществление действий от имени заявителя);
  • решение об одобрении крупной сделки, если такое требование установлено законодательством РФ, учредительными документами юрлица;
  • информацию об отсутствии решения суда о признании заявителя несостоятельным (банкротом);
  • предложение о цене договора (для аукциона) или об условиях исполнения договора (для конкурса);
  • документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

Заключение договора аренды и передача имущества

Договор аренды заключается с победителем торгов. Если победитель торгов уклонился от заключения договора, договор заключается (п. 85, п. 134 Приказа № 147/23):

  • по итогам конкурса - с участником, заявке которого присвоен второй номер;
  • по итогам аукциона - с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора.

Обратите внимание! Договор аренды может быть заключен с единственным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки требованиям, установленным документацией о торгах) на условиях, предусмотренных документацией о торгах (подп. 15 п.1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Договор должен быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола о результатах аукциона или конкурса (п. 7 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Договор, заключенный ранее указанного срока, будет являться ничтожным, как несоответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

Передача государственного и муниципального имущества в аренду будет считаться состоявшейся после подписания сторонами акта приема-передачи имущества.

Что написано в договоре аренды госимущества

Договор аренды государственного или муниципального имущества по своему содержанию должен соответствовать условиям, указанным в конкурсной или аукционной документации.

Часто условия таких договоров устанавливаются федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления (например, Постановление Правительства Московской области от 23.06.2014 № 485/20).

Обычно договор аренды государственного или муниципального имущества содержит стандартные разделы.

Общие положения. Здесь указывают название, номер, дату и место заключения договора. Фиксируют участников сделки, в том числе лиц, представляющих стороны сделки.

Предмет договора. Данный раздел включает характеристики объекта, которые необходимы для его идентификации.

Для недвижимости указывают вид объекта (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства и т.п.), кадастровый номер, площадь, адрес, этажность и пр. данные. Если в пользование предоставляется часть помещения, то к договору прикладывают графическое изображение (с указанием на передаваемые части помещения).

Если в аренду сдается движимое имущество, то прописывают его уникальные данные — номер (VIN для автомобилей, UIN, IMEI и другие номера для техники, заводские номера для оборудования, артикулы для иных вещей), наименование, модель, марку и прочие отличительные свойства. Для компьютера это могут быть объем памяти, наименование и модель процессора, видео и звуковой карты.

Права и обязанности арендатора и арендодателя. Главная обязанность арендодателя - в согласованный срок передать имущество в пригодном для использования состоянии. Основные обязанности арендатора – принять имущество, использовать его по назначению и своевременно оплачивать арендную плату.

Сюда же включают условия содержания объекта, возможность передачи его третьим лицам и т.п.

Если по условиям торгов в отношении объекта должны быть проведены дополнительные работы (реконструкция, ремонт), то это также должно быть отражено в договоре (объем и перечень работ, качество и срок их выполнения).

Арендная плата. В этом разделе обычно указывают размер, порядок и сроки внесения арендной платы, описывают порядок изменения ее размера.

Обратите внимание! Размер арендной платы государственного и муниципального имущества устанавливают с учетом оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ».

Если договор заключают на аукционе, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа определяется по результатам этого аукциона.

Ответственность сторон. При составлении этого раздела в договор вносят условия о неустойке и иных штрафах за нарушение правил аренды. Здесь же можно написать, в каких случаях нарушитель освобождается от ответственности – например, в силу действие форс-мажорных обстоятельств.

Срок аренды и условия досрочного расторжения. Срок передачи имущества в аренду определяется арендодателем (зачастую он устанавливается в ведомственных нормативных актах). Исключение - когда имущество передается для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом случае срок не может быть меньше 5 лет (п. 4.3 ст. 18 Закона № 209-ФЗ).

Раздел о способах разрешения разногласий. Здесь прописывают претензионный порядок, а также указывают суд, в который следует обращаться, если иначе конфликт не урегулировать.

Заключительная часть. В ней указывают адреса и реквизиты сторон, подписи ответственных лиц и расшифровки подписей, дата заключения договора, печати (при их наличии).

При необходимости в договор аренды включают и другие разделы. Для многих договоров аренды обязательна регистрация. Ее отсутствие является пороком формы. 

В каком случае нужно регистрировать договор аренды

Регистрировать нужно договор передачи недвижимого имущества в аренду (а точнее, обременение недвижимого имущества арендными обязательствами), если он заключен сроком на год и более (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Документы можно подать в бумажном виде лично в МФЦ или ППК «Роскадастр». Можно направить документы в электронной форме самостоятельно или через нотариуса (ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Как передается государственное, муниципальное имущество арендатору

Порядок передачи имущества в аренду стандартный, то есть имущество передается арендатору:

  • в срок, предусмотренный договором, или в разумный срок, если в договоре он не указан. Пока имущество не передано арендатору, требовать с него арендную плату нельзя. А вот арендатор в этом случае вправе требовать от арендодателя передачи ему имущества и возмещения убытков из-за задержки (п. 3 ст. 611 ГК РФ);
  • в состоянии, которое соответствует условиям договора. В случае обнаружения недостатков, которые помешают пользоваться арендованным имуществом, арендатор может предъявить разные требования вплоть до расторжения договора. Арендодатель не отвечает лишь за дефекты, о которых арендатор заранее знал или которые должен был обнаружить, когда осматривал имущество (п. 1 ст. 611, ст. 612 ГК РФ).

Обратите внимание! В рамках процедуры торгов (конкурса и аукциона) арендатор имеет возможность провести осмотр передаваемого имущества. Проведение осмотра обеспечивает организатор торгов бесплатно не реже чем через каждые 5 рабочих дней с даты размещения извещения о проведении торгов, но не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок (п. 56, п. 106 Приказа № 147/23).

  • с документами и иными принадлежностями. Если из-за отсутствия каких-либо документов арендатор не сможет использовать имущество по назначению или лишится того, на что был вправе рассчитывать, он может расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 611 ГК РФ).

Перечень передаваемых документов, срок передачи документов и срок подписания акта приема-передачи устанавливается договором аренды.

Акт подписывают представители сторон, имеющие на это право. Когда имущество передано и акт подписан обеими сторонами, считается, что арендодатель исполнил свою обязанность. Если сторона не подписывает акт на предусмотренных договором условиях, то это рассматривается как отказ от исполнения обязательств (п. 1 ст. 655 ГК РФ).

***

Таким образом, аренда государственного или муниципального имущества требует от сторон достаточно серьезных знаний, связанных с порядком заключения и исполнения такого рода договоров. Следует помнить, что нарушения, совершенные при передаче имущества, влекут не только невозможность или серьезные ограничения в его использовании, но и штрафные санкции, предусмотренные как договором, так и отдельными положениями административного законодательства РФ.

Специализация: Гражданское право (договорное, трудовое, налоговое), гражданский и арбитражный процесс.

Советник юстиции 1-го класса в отставке.

В 1997 году закончила Московский Международный Университет по специальности юриспруденция.

Большой опыт работы в Министерстве юстиции РФ и ФССП. Представление интересов данных структур в государственных органах законодательной и исполнительной власти, перед третьими лицами. Судебная практика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В настоящее время занимаюсь частной практикой, имею большой успешный опыт самостоятельной реализации различных проектов.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Аренда и лизинг
Ответы на вопросы по этой теме:
Аренда и субаренда - в чем разница?
Разница между субарендой и арендой в том, что субаренда - это договор передачи ранее арендованного имущества арендатором в пользование другому лицу. Т.е. если в аренду сдает...
Как определить, крупная ли сделка договор аренды, лизинга, абонентского обслуживания (любой договор с периодическими платежами)?
Чтобы определить, является ли крупной сделка с периодическими платежами, сравните 25 % балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату с периодическими платежами,...