На одну из таких схем мошенничества обращают внимание контролеры. По их мнению, наниматели нередко выводят из штата работников под удобным предлогом сотрудничества с ИП. Таким способом они экономят на взносах и подоходном налоге. Предупреждая об этом банки, их просят оказывать содействие в обнаружении фактов, ситуаций, при которых компании изначально заключают договор об оказании услуг с ИП вместо стандартного трудового договора.
В этой связи особое внимание при мониторинге, как предполагается, будут обращать на следующие факты:
- компании оказывает услуги один и тот же ИП;
- сотрудничая с компанией, ИП больше ни с кем не работает, другие операции по его деятельности отсутствуют;
- постоянные идентичные платежи предпринимателю;
- ИП переводит все имеющиеся средства физлицам;
- передача компанией части видов (функций) своей деятельности на аутсорсинг;
- компания увеличивает перечисления в адрес ИП (за квартал, год), когда выдает премиальные работникам.
В этих и иных подозрительных ситуациях банк вправе взять их на контроль, потребовать разъяснений, подтверждающие документы. Например, договоры, заключенные с предпринимателем, соответствующие акты на оказание услуг (работ) и др. Для предоставления документов, пояснений стандартно банк дает в зависимости от обстоятельств 10 - 30 дней. Если не ответить за это время, банк вправе отказать в проведении тех либо иных операций, применить блокировку.
Все это позволяет говорить о типологии незаконного обналичивания денег для ухода от уплаты НДФЛ, взносов. Использование подобной типологии основывается на режимах налогообложения. Итак, типичная ее схема связана с выводом работника из штата и последующей его регистрация в качестве ИП. Вместо трудового соглашения заключается договор по услугам. Если при заключении трудового договора компания платит: 30% - по взносам и 13% - по НДФЛ, то ИП платит вместо этого с доходов один налог (6%). Разница от «экономии» существенная.
Таким образом банки продолжают оценивать компании и ИП на наличие подозрительных операций. Данный контроль отчасти принимает черты налогового. На основе оценочной информации принимается решение об отказе в обслуживании.