Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщил в беседе с РИА Новости, что предложения регулятора относительно контроля над рынком цифровых активов не предусматривают каких-либо запретов для физических лиц на продажу ранее приобретенных криптографических активов. По словам чиновника, ограничения коснутся лишь новых сделок покупки криптовалют. Те граждане, кто уже владеет цифровыми активами и не имеет права совершать с ними дальнейшие операции, смогут сохранить эти активы, реализовать их или конвертировать в традиционные валюты или альтернативные финансовые инструменты.
Издание уточняет, что первоначально Центробанк намеревался ввести особый ЭПР длительностью до трех лет для упорядочивания операций с криптовалютами. Но позднее было решено отказаться от эксперимента в пользу прямой регламентации данного сектора экономики. Ранее регулятор выступал за создание особой категории «суперквалифицированные инвесторы», которым единственно разрешалось бы участие в операциях с виртуальными деньгами. Тем не менее после проведенных консультаций Банк России пересмотрел свою позицию и теперь допускает доступ на рынок квалифицированным инвесторам, прошедшим специальную проверку. Как подчеркнул Чистюхин, итоговые решения пока окончательно не приняты, изменения в данном направлении остаются возможными. Регулирование будет вводиться не самоцелью, а исходя из реальных потребностей текущего момента и эффективности мер.
***
Решение о регулировании криптовалютного рынка в России назрело уже давно и, похоже, Центробанк делает решительные шаги в этом направлении. Ожидается, что соответствующий закон будет принят уже в 2026 г. Он предполагает работу только через официальных посредников (брокеров, дилеров, российские криптобиржи и т.д.), полную идентификацию участников торгов, некоторые ограничения для частных лиц при допуске к ним (в частности, от идеи суперквалифицированных инвесторов регулятор отказался и готов рассматривать допуск квалифицированных при прохождении тестирования).
Скорее всего, после принятия закона будет введен переходный период, в течение которого участники крипторынка получат возможность привести деятельность в соответствии с новыми нормами. За ним последует запрет нелегальной деятельности с соответствующими штрафными мерами. Выглядят эти планы весьма интересно, однако за бортом криптовалютного рынка снова оказывается львиная доля заинтересованных российских участников: частных неквалифицированных инвесторов. Скорее всего, они снова сосредоточатся на поисках возможностей проведения операций на иностранных криптоплощадках, что станет отнюдь не позитивным фактором для деятельности регулятора.