Поставки российской нефти в Китай останутся стабильными даже перед лицом угрозы американских санкций. Премия за нефть ESPO (восточно-сибирская марка, доставляемая трубопроводом Восток-Сибирь-Тихий Океан) составит около $2-2,20 за баррель в августе-сентябре.
Агентство Reuters сообщило, что покупатели сохраняют активность и готовы идти на риск потенциальных штрафных мер. Трейдеры пояснили, что российская нефть остается привлекательной благодаря высоким ценам ближневосточной нефти.
Ранее американский министр финансов Скотт Бессент во время переговоров с заместителем премьера Гуо Лифэном уведомлял Пекин о возможных последствиях покупки российских энергоресурсов. Однако китайская сторона подтвердила свою позицию: решения в области энергетики являются прерогативой государства, и страна не намерена сворачивать импорт.
Президент США недавно объявил крайний срок урегулирования российско-украинского кризиса — десять дней, угрожая введением повышенных пошлин примерно на 100% в случае продолжения противостояния. Москва негативно восприняла такие меры, считая их нарушением международного права.
После возвращения Дональда Трампа в Белый дом отношения между США и Китаем стали крайне напряженными. Штаты подняли тарифы на китайский экспорт до 145 %, Китай отреагировал аналогично, увеличив ставки до 125 %. Министр финансов США выразил надежду, что достижение новой договоренности потребует личного участия глав государств.
***
Со стороны Китая такой подход удивления не вызывает, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, после подорожания ближневосточной нефти, российская, которую китайские трейдеры покупают с неплохой премией (порядка 2 долларов за баррель), оказывается максимально выгодной. Во-вторых, в Пекине прекрасно понимают, что ценой уступок в одном вопросе вполне могут стать уступки в других. А прогибаться под внешним давлением, причем в самых важных вопросах, отнюдь не в интересах китайских властей. В-третьих, опыт взаимодействия с нынешней американской администрацией показывает, что КНР есть что противопоставить диктату со стороны США. Американский Президент Д. Трамп уже пытался ввести заградительные пошлины в отношении товаров из Китая. Чем это закончилось, видел весь мир: в ответ были ограничены поставки важнейших редкоземельных элементов и Вашингтону пришлось идти на уступки, подписывая с КНР торговое соглашение.
Приблизительно в таком же духе дали ответ на угрозы Д. Трампа власти Индии и Бразилии. Торговая война сразу с тремя настолько значимыми поставщиками товаров на американский рынок отнюдь не в интересах США. Противодействие может привести к существенному повышению цен на топливо, продовольствие и товары широкого потребления, вызвать новый всплеск инфляции. В этом случае, проблемы с госдолгом США и дефицитом бюджета только усугубятся.