ГосДума разрешит изъятие виртуальных денег у преступников

Сегодня
0
Государственная Дума на своем заседании в четверг одобрила во втором чтении проект закона, который устанавливает правила ареста и изъятия виртуальных денег в уголовном процессе.

Законопроект № 902782-8, предложенный Правительством России еще весной, включает изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, определяющие цифровую валюту как имущество применительно к нормам уголовного права и уточняющие процедуру ее изъятия.

При оформлении протокола изъятия криптовалют обязательно фиксируются наименование цифровой валюты, ее объем и идентифицирующие адреса. Сами устройства либо доступ к цифровым активам подлежат хранению в запечатанном виде. Допускается также перевод криптовалют на специально созданный адрес, причем конкретные условия такого перевода и последующего хранения будут установлены отдельным постановлением правительства. Во второй редакции законопроекта появилась оговорка, согласно которой такой перевод возможен лишь при наличии технических возможностей.

После одобрения документ начнет действовать спустя десять суток от даты публикации.

Нормы законопроекта отражают нынешнюю судебную практику по обращению с цифровыми активами как в случаях изъятия аппаратуры («холодные кошельки»), так и путем получения паролей и фиксации информации («горячие кошельки»).

Комитет Государственной Думы по финансовым рынкам выразил мнение о важности уточнения процедуры оценки стоимости криптовалют перед конфискацией. Органы следствия будут вправе запрашивать сведения о рыночной цене цифровых активов в любое время, а наложение ареста предлагают производить в объеме, соответствующем нанесенному ущербу.

Практическое применение законопроекта ожидаем после разработки правительством положений о переводе и хранении виртуальной валюты.

***

В сегодняшних российских законах криптовалюта уже признана имуществом и, следовательно, может быть изъята в рамках уголовных дел. Рассматриваемый думой законопроект должен создать для этого правовую базу. Однако вопрос сам по себе достаточно сложный.

Во-первых, изъятие устройств (“холодных” или “горячих”) кошельков вовсе не означает, что криптовалюта изъята и может быть переведена на специальный счет. Обвиняемого или подозреваемого невозможно принудить к раскрытию кодов доступа к кошелькам, что создает практически непреодолимые трудности в получении монет и токенов. При этом в любой момент управление кошельком может быть перехвачено кем-либо, получившим от фигуранта дела seed-фразу. Соответственно, для него нет никаких препятствий для проведения транзакции с этого кошелька.

Во-вторых, даже если средства находятся на криптобиржах, нет гарантий, что площадка пойдет навстречу требованиям правоохранителей, поскольку большинство бирж находится за рубежом. И это не говоря уже о проблемах конвертации криптоактивов в фиатные валюты, отсутствии инструментов контроля криптовалютных транзакций, сложностях с возмещением в криптовалютах нанесенного ущерба. В целом, пока в России нет механизмов регулирования оборота криптовалют, даже самые лучшие законы в их отношении вряд ли будут работать.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвестирование: способы и стратегии