ФНС в письме от 22.09.2026 г. № ЕА-36-15/8421@ напомнила, что согласно абз. 4 п. 2 ст. 177 НК РФ в случае, если ввоз товаров на территорию РФ с территории другого государства-члена ЕАЭС, в отношении которых оформлен ДОПП, не состоялся, суммы обеспечительного платежа (ОП), относящиеся к таким товарам, могут отражаться в декларации, представляемой за налоговый период, в котором у налогоплательщика возникли обязанности по уплате налога, но в срок не позднее трех лет с даты формирования ДОПП. Указанные суммы платежа подлежат отражению в декларации в части, не превышающей размера налога, указанного в ДОПП на товары, ввоз которых не состоялся, и учитываются в рамках ЕНС.
Таким образом, в случаях, когда у налогоплательщика-импортера оформлено несколько ДОПП по одной поставке (например, изменение наименования перевозчика после получения статуса «Обеспечен»):
- в строке 030 раздела 3 – сумма акциза по товарам, принятым на учет,
- в строке 031 раздела 1 - сумма налога по товарам, принятым на учет,
- в разделе 4 отражаются ДОПП,
В случае превышения суммы ОП над суммой исчисленного налога (акциза) сумма превышения зачитывается на ЕНС по результатам завершения камеральной налоговой проверки. Статус ДОПП при этом меняется на «Погашен».
Реквизиты ОП приведены здесь.
Кроме того, в письме от 29.09.2026 г. № ЕА-36-15/8583@ налоговая служба отметила, что, если товар принят к учету, а статус — «Обеспечен», «Пройдена проверка КО» или «На проверке КНП». В декларации:
- в строке 030 раздела 1 (или раздела 3) указывается сумма налога к уплате, в том числе по товарам с внесенным ОП;
- в строке 010 раздела 4 — КБК,
- строка 020 раздела 4 — номер ДОПП,
- строка 030 раздела 4 — сумма акциза или НДС по указанному КБК (соответствует сумме ОП по строке 060 раздела 1 или строке 031 раздела 3).
Если ДОПП не оформлялся или имеет статус «Зарегистрирован» (нет визуализированной ссылки), но товар ввезен и принят к учету, в строке 031 раздела 1 (или строке 030 раздела 3) отражают сумму НДС/акциза к уплате.
Таким образом, при заполнении декларации по косвенным налогам в рамках СПОТ необходимо учитывать данные разъяснения.