О связи роста инфляции и повышения ключевой ставки ЦБ РФ
- Инфляция в конце 2024 г. существенно ускорилась. Одновременно укрепляют позиции факторы, способствующие ее замедлению. В первую очередь, это связано с охлаждением интересов к кредитованию и ростом сберегательной активности населения.
- Актуальные сведения об инфляции по состоянию на февраль 2025 г. указывают на незначительное торможение нынешних темпов роста цен по сравнению с концом прошлого года. Но говорить о коренной ломке тенденции пока рано.
- Достигнутая степень жесткости ДКП может стать достаточной для замедления инфляции. Если же этого будем мало, то ЦБ готов возвратиться к вопросу о повышении ставки в марте.
- ЦБ рассчитывает, что к концу года месячная инфляция, характеризующая текущее ценовое давление, будет около 4 %. Однако, учитывая, что год начался с высокой инфляцией, годовой показатель будет 7–8 %.
- Самые высокие точки динамики годовой инфляции в РФ ожидаются в апреле–мае 2025 г. Нынешние ее значения скоро должны пойти на убыль.
- Снижение ставки на заседании 14 февраля не обсуждалось. Помимо паузы, рассматривался вариант повышения ставки. Дальнейший прогноз траектории ключевой ставки в запланированный интервал предполагает как возможность снижения ставки в этом году, так и возможность повышения ставки. Все будет зависеть от того, как сформируются устойчивые тенденции.
- При принятии решения по ставке учитывается главным образом дефицит бюджета, а не бюджетные издержки. Нет универсальных, строго регламентированных, статичных индикаторов (для ключевой ставки). Это «плавающие» динамичные показатели. Сейчас оцениваются текущее инфляционное давление, рынок труда, бизнес-настроения. Выясняется, насколько сильный перегрев спроса сохраняется в экономике.
О перспективах кредитования в России
- По мере аккумуляции результатов ужесточения ДКП и стабилизации бюджетной политики перегрев российской экономики также начнет уменьшаться.
- Торможение корпоративного кредитования опосредовано не только регулированием Центрального банка, но и расходами бюджета. Существует риск более сильного замедления кредитования, чем в базовом сценарии ЦБ. Эта ситуация будет мониториться.
- Снижен прогнозируемый рост кредитов на 2025 г. до 6–11 %.
Факторы, которые могут влиять на инфляцию в РФ
- В базовом сценарии Центрального банка России пока нет фактора урегулирования украинского конфликта. Включение его туда преждевременно, поскольку проблематично просчитать точно его влияние на экономику страны.
- Укрепление рубля выступает дезинфляционным фактором. Наблюдается по ценам товаров, зависящим от валютного курса, динамики темпов его роста. Но это долгосрочный и комплексный инструмент. Само по себе укрепление нацвалюты РФ не может привести к ускорению снижения ключевой ставки.
О состоянии российской экономики в целом
- Центральный банк не ожидает бум банкротств — бизнес, в основной своей массе, характеризуется финансовой устойчивостью, объем реструктуризаций пока значительно не растет, процент неплатежеспособных предприятий невысок.
- У Банка России нет полномочий замораживать вклады. Такие полномочия не нужны и бессмысленны.
- Центральный банк не видит проблем с предложением на рынке, экспортеры не снижают продажу.
- Замедление роста внутренней экономики имеет место не из-за жесткой ДКП и высоких ставок, а из-за весомого сокращения объемов свободных ресурсов, прежде всего, это касается человеческого ресурса как рабочей силы. И при таких обстоятельствах замедление экономики неизбежно. Вопрос лишь в том, будет ли это замедление происходить вкупе с высокой инфляцией или без этого фактора.
***
Заявление Э.Набиуллиной на пресс-конференции показало несостоятельность критических публикаций в адрес ЦБ РФ, которых с ростом ставки и фиксацией ее на текущем уровне становится все больше. Руководство регулятора прекрасно понимает влияние жесткой денежно-кредитной политики на экономику страны и проблемы бизнеса, причины высокой инфляции, механизмы борьбы с ней и перспективы в ближайшем будущем и на весь календарный год.
При этом любые шаги предпринимаются в рамках точно обозначенной стратегии. Первые результаты ее применения Председатель Банка России прогнозирует уже весной, а наиболее значимых к концу 2025 – началу 2026.