Учетная политика казенного учреждения на 2024-2025 годы
Учетная политика для бюджетного учреждения: что это такое, как, когда формируется
Все без исключения бюджетные учреждения должны формировать, актуализировать, применять учетную политику. Это локальный документ, определяющий совокупность способов ведения бухучета (применительно к ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011, послед. ред. - 12.12.2023). Он формируется по аналогии с политикой остальных юрлиц.
Статья по теме: Учетная политика бюджетного учреждения на 2024-2025 годы Учетная политика бюджетного учреждения — это разработанный на основе действующих НПА локальный акт, учитывающий специфику деятельности учреждения и обновляемый по мере необходимости. Кто ее составляет? Как определяется состав разделов и приложений этого документа? Какие изменения-2024 учесть при его разработке и актуализации? ПодробнееМежду тем единой типовой формы он не имеет, поэтому бюджетники, как и все остальные, разрабатывают его самостоятельно, по сути, в произвольной форме. Разработчики при этом руководствуются:
- нормативно-правовыми актами по бюджетному (бухгалтерскому) учету;
- федеральными (отраслевыми) стандартами;
- налоговым законодательством;
- предписаниями, разъяснениями Минфина.
Отметим также, что большинство учреждений предпочитает оформлять учетную политику в виде одного общего документа с приложениями. Но она может представлять собой и отдельные документы по каждому направлению учета. Формированием занимается главбух либо иное уполномоченное должностное лицо. Утверждается политика приказом глава учреждения.
Как принято, формируется, утверждается учетная политика казенного учреждения единожды, при создании учреждения, и применяется ежегодно. Изменения, дополнения в нее вносить можно только определенных случаях (п. 6 ст. 8 ФЗ № 402). Прежде всего при изменении требований, устанавливаемых законодательством (стандартами), а также способа учета либо условий деятельности. Изменения вносятся обычно с начала года, но если того потребует их причина, то и в иное время.
Образец учетной политики в целях налогообложения казенного учреждения без обособленных подразделений подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу документа.
Перечень нормативно-правовых актов, участвующих в разработке учетной политики 2024-2025 гг.
Настоящий документ разрабатывают в соответствии с определенными нормами, требованиями законодательства. Именно с их перечисления и начинается составление документа. В текущем 2024 г. актуальными являются:
1. ФЗ № 402 от 06.12.2011, послед. ред. - 12.12.2023.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. ФЗ № 7 от 12.01.1996, послед. ред. - 30.09.2024.
4. Инструкция к Единому плану счетов (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010, послед. ред. - 27.04.2023).
5. План счетов бухучета бюджетных учреждений вкупе с Инструкцией (Приказ Минфина № 174н от 16.12.2010, послед. ред. - 27.04.2023).
6. План счетов бюджетного учета вкупе с Инструкцией (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010, послед. ред. - 29.03.2023).
7. Порядок применения классификации операций сектора госуправления (Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017, послед. ред. - 21.08.2023).
8. Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы, утв. Приказами Минфина:
- №№ 256н, 257н, 258н, 259н, 260н от 31.12.2016;
- №№ 274н, 275н, 277н, 278н от 30.12.2017;
- № 34н от 28.02.2018;
- №№ 122н, 124н от 30.05.2018;
- № 256н от 07.12.2018;
- №№ 181н, 182н, 183н, 184н от 15.11.2019;
- № 129н от 30.06.2020.
При разработке учетной политики казенного учреждения на 2024 год рекомендуем ознакомиться с информацией о федеральных стандартах в бюджетной сфере в справочной информации, предоставленной порталом «КонсультантПлюс»!
9. Типовые формы первичной учетной документации для бюджетных структур и Методические указания к ним (Приказ Минфина № 52н от 30.03.2015, послед. ред. - 15.06.2020).
10. Типовые формы электронных документов бухучета для бюджетных структур и Методические указания к ним (Приказ Минфина № 61н от 15.04.2021, послед. ред. - 30.10.2023).
На основе перечисленных выше документов и следует разрабатывать содержание учетной политики. Следует принять во внимание, что в 2025 г. грядут изменения в законодательстве, которые рассчитаны на применение с 2026 г. Если учреждение будет применять их раньше установленного срока, то оно должно будет отобразить это в уже действующей политике.
Ожидается, что изменения 2025 г. коснутся электронного документооборота в учреждениях, введения новой ф. 0510478, добавления 6 инвентаризационных описей и акта сверки расчетов. Соответствующие правки будут привнесены в Приказ № 61н.
Состав, содержание «бюджетной» учетной политики (что предусмотреть)
Структуру, наполнение данного документа учреждение определяет самостоятельно. Классическая учетная политика казенного учреждения - 2024 может включать:
1. Общие положения.
2. Порядок обработки учетной информации.
3. Правила документооборота.
4. Методику ведения бухучета:
- общие положения;
- ОС;
- нематериальные активы;
- непроизводственные активы;
- материальные запасы;
- себестоимость;
- расчеты с дебиторами, кредиторами;
- дебиторскую, кредиторскую задолженность;
- финансовый результат;
- забалансовый учет.
5. Организацию, обеспечение внутреннего финансового контроля:
- (фин-) бухотчетность;
- порядок внесения изменений в учетную политику.
6. Приложения с приобщенными документами (например, с Положением об инвентаризации и служебных командировках, перечнем нетиповых форм первичной документации, проч.).
В учтенной политике стандартно утверждают рабочий план счетов, порядок инвентаризации, а также признания, отображения в бухучете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты. Здесь же фиксируют формы учетной документации, как будет обеспечиваться внутренний финансовый контроль и иные вопросы (применительно к Инструкции о применении Плана счетов бухучета из Приказа № 157н).
Что касается налогового учета, то по нему стандарт учетной политики казенного учреждения включает способы определения, признания, распределения доходов и расходов. В документе оговаривают, как конкретно будут формировать данные суммы. Например, как будут определять долю расходов для налогообложения за текущий период, остаток для отнесения его на расходы последующих налоговых периодов. Здесь же затрагивают вопросы создания резерва, отображения долга по налогу перед бюджетом.
Итоги
Бюджетные учреждения обязаны формировать и применять учетную политику. За основу при ее подготовке они должны брать федеральные стандарты, нормативно-правовые акты по бюджетному учету, нормы НК. В 2025 г. ожидается внесение правок в Приказ № 61н, касающихся электронного документооборота учреждений. Применять их нужно будет с 2026 г., но внедрить их можно и раньше, зафиксировав этот момент в учетной политике.