Приказ о списании основных средств

19.01.2024
0
Любое оборудование устаревает, выходит из строя, либо заканчивается срок его полезного использования. Момент вывода из эксплуатации фиксируется документами. В статье расскажем, как это сделать, и приведем образец приказа о списании основных средств в 2024 году.
Бланк приказа о списании основного средства по причине износа
Проверено экспертом

Какими могут причины списания основных средств

Часто встречающимся событием, служащим основанием для составления приказа о списании основных средств, служит выход из строя оборудования. Но есть и другие причины, при которых требуется распорядительный документ руководителя:

  • дарение;
  • выбытие по договору мены;
  • устаревание - моральное или физическое;
  • ликвидация при форс-мажоре;
  • выбытие в качестве вклада в уставный капитал другой компании;
  • недостача или порча, выявленные в ходе проведения инвентаризации.

Выводы о необходимости списания делает специально созданная комиссия, кроме случая, когда руководителем принято решение продать, подарить, вложить в УК сторонней организации или обменять основное средство.

Когда и как по правилам ФСБУ 6/2020 надо списать с бухгалтерского учета основное средство, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Как составить приказ о создании комиссии на списание основных средств

Нередко у представителей малого бизнеса возникает вопрос, нужен ли приказ на списание основных средств, или можно обойтись меньшим количеством документов, составив только акт. Нет, так поступать не следует, так как при проведении налоговой проверки по списанному основному средству нужно предоставить пакет бумаг. Выбытие должно быть оформлено по определенному алгоритму:

  1. Создание комиссии, согласно выводам которой руководитель принимает решение.
  2. Подписание приказа о выбытии.
  3. Формирование акта списания.
  4. Бухгалтерские проводки и фиксация факта в инвентарной книге.

Без приказа бухгалтер не может вносить изменения в бухгалтерский и налоговый учеты.

Комиссия на списание основных средств: приказ, образец

Обычно распорядительный документ на создание комиссии издается отдельно от приказа о списании. Работа комиссии опережает выбытие основного средства. В ее компетенцию входит оценка состояния объекта и вывод о целесообразности его дальнейшей эксплуатации.

В комиссию включаются:

  • главный бухгалтер;
  • руководитель подразделения, где эксплуатировалось ОС;
  • технические специалисты, способные оценить состояние объекта, целесообразность ремонта, причины неисправности.

Если выбытие происходит из-за морального устаревания, то при списании компьютерной техники привлекается узкопрофильный специалист, например сотрудник IT-отдела.

Законодательно установленной формы распорядительного документа нет, но можно воспользоваться образцом шапки и основной части приказа, приведенным ниже:

Общество с ограниченной ответственностью «Лабиринт»

Адрес: 410000, г. Саратов, ул. Рокоссовского, 32, тел. 8(8452) 11-11-11

ИНН 6441000000 КПП 644101001

Приказ № 11

Г. Саратов

От 11 сентября 2023 года

Для оценки технического состояния токарного станка «Ажур-236», находящегося в нерабочем состоянии, и принятия решения о списании

Приказываю:

1. Создать комиссию в составе:

Председатель - Мирошин А. В., главный механик.

Члены:

  • Мамонтова Т. М. – главный бухгалтер;
  • Вавилов Т. И. – начальник механического цеха;
  • Бондарев И. И. – токарь.

2. Вновь созданной комиссии провести осмотр станка и дать заключение о возможности списания токарного станка «Ажур-236».

После подписания акта о целесообразности списания ОС издается приказ о списании ОС.

Как составить приказ о списании основных средств

Учитывая отсутствие законодательно установленного бланка, распорядительный документ можно составить в произвольной форме. Важно, чтобы были включены все необходимые реквизиты и показатели. Причем информацию о членах комиссии также можно включить в общий приказ, не создавая отдельного документа.

Это возможно в случае, если не требуется техническая оценка: например, объект передается безвозмездно или в УК другой организации.

Шапка документа

Эта часть приказа аналогична приказу о создании комиссии. В ней указываются реквизиты, название компании – владельца основного средства.

Ниже пишется наименование документа, номер и дата подписания.

Основная часть

Этот блок начинается после слова «Приказываю». В нем должно быть отражено:

  • название объекта с перечислением характеристик, при помощи которых его можно идентифицировать;
  • причина списания;
  • распоряжение о дальнейших действиях в отношении основного средства - например, разборка и оприходование запчастей; по каждому действию указывается ответственное лицо;
  • распоряжение главному бухгалтеру о внесении изменений в учет.

Все указанные в документе лица должны поставить подпись в блоке с пометкой «С приказом ознакомлен».

Завершает документ наименование должности, Ф. И. О. и подпись руководителя. Документ составляется и подписывается в одном экземпляре. Для бухгалтерии, материально ответственных лиц зав. канцелярией (секретарь) делает копии.

Итоги

Приказ о списании основных средств составляется при выбытии объекта по любому из оснований и является обязательным документом. Если вопрос касается поломки, уничтожения в случае стихийного бедствия, морального, физического устаревания, то обязательным условием является осмотр и выводы комиссии, в состав которой входят главный бухгалтер и технические специалисты компании.

Бланк приказа о списании основного средства по причине износа
Проверено экспертом