Отчет по социальному контракту для самозанятых

26.11.2023
0
Граждане, заключившие социальный контракт на самозанятость в органе социальной защиты, обязаны по нему отчитаться. Рассмотрим особенности и процедуру оформления отчетности.
Отчет по социальному контракту для самозанятых
Проверено экспертом

Социальный контракт и отчетность по нему

Реализация социального контракта регулируется Федеральным законом РФ № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» и Приказом Минтруда России № 536 от 3 августа 2021 года, утверждающим Методические рекомендации по оказанию государственной помощи на основании соцконтракта.

Социальный контракт заключается между государством и гражданином и состоит в предоставлении субсидии последнему на самообеспеченность с целью улучшения финансового положения. Заключается такой договор в органе социальной защиты с гражданами, доход которых не превышает региональный прожиточный минимум (п.7 Гл.3 ФЗ № 178).

Социальный контракт можно заключить для реализации следующих целей:

  • на трудоустройство заявителя;
  • на его обучение;
  • на создание и развитие им личного подсобного хозяйства;
  • на оформление им индивидуального предпринимательства и открытие своего дела.

Социальный контракт предполагает реализацию программы социальной адаптации для получателя финансовой льготы с целью преодоления трудной жизненной ситуации. Тратить полученные выплаты можно только по целевому назначению, исключая собственные ежедневные расходы.

Нужно ли отчитываться по социальному контракту

По каждому социальному контракту гражданину перед государством необходимо отчитываться. Такие обязательства прописаны в тексте социального контракта. Сам отчет заключается в оформлении письменных документов с отражением сведений о текущем жизненном и финансовом положении и данных о тратах полученных государственных средств. На основании отчетности государство в лице представителя органа соцзащиты может сделать вывод о правомерном целевом (или нет) использовании средств и принять своевременное решение:

  • о продолжении оказания государственной поддержки;
  • о расторжении дальнейшего действия контракта (п. 46 Гл.5 Приказа № 536).

Отчетность о расходовании денежных средств участником соцконтракта должна предоставляться в соцзащиту ежемесячно. Она состоит в предоставлении чеков и иных платежных документов.

Как отчитаться о выполнении условий социального контракта

План мероприятий по социальной адаптации может состоять из нескольких этапов. Как правило, в тексте контракта между соцзащитой и гражданином индивидуально определяется порядок сдачи и график с отражением сроков отчетности по этапам.

Закон не устанавливает единую форму отчета. В ряде случаев образец отчета является приложением к договору. Если такого образца нет, о выполненных мероприятиях по социальной адаптации и целевом использовании субсидии можно отчитаться в произвольной форме, но обязательно приложить подтверждающие документы – чеки, счета, фото и т.д. Соцзащиту обычно интересуют данные о сумме субсидии и имуществе, приобретенном на средства господдержки, а также целевое использование имущества и получаемый доход от приобретенного имущества. 

По каким правилам и куда подавать отчет о выполнении социального контракта

Ежемесячно по окончании срока каждого этапа в УСЗН не позднее чем в 10-ти дневный срок направляется отчет. Кроме того, в отдел социальной защиты необходимо представить итоговый отчет. Он также составляется в произвольной форме и подается не позднее, чем за 10 дней до окончания срока. Отчетные документы должны отражать сведения о доходах своих и членов семьи за период действия социального контракта.

Спустя три месяца после окончания социального контракта, также нужно отчитаться о доходах за последние 3 месяца. Данные сведения дают оценку эффективности социального контракта. В течение года после окончания периода действия соцконтракта, управлением социальной защиты могут быть запрошены сведения о жизненных условиях заявителя и его семьи.

Всю необходимую отчетность нужно направлять по почте или в электронном виде по адресу, указанному в договоре.

Требования к прилагаемым чекам

Основным условием социального контракта является целевая трата получаемых государственных средств, то есть приобретение товаров и услуг, обозначенных договором в рамках сотрудничества. Поэтому пакет документов отчетности определяется в зависимости от цели полученной государственной поддержки.

В рамках отчетности при развитии личного подсобного хозяйства или ведении предпринимательской деятельности государством принимаются следующие отчетные документы:

  • кассовый чек на товар;
  • товарный чек с указанием товара;
  • приходный ордер;
  • договор купли-продажи;
  • документ о проведенной операции (к примеру, банковский бланк).

При использовании субсидии на обучение или получение дополнительного образования гражданин обязан предоставить:

  • договор оказанных услуг и приложенный к нему кассовый чек;
  • сертификат о пройденном курсе;
  • диплом о переподготовке.

Что отразить в отчетных документах

Стандартная форма отчета по исполнению условий социального контракта должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество гражданина и адрес его проживания;
  • дату оформления отчета;
  • перечень приобретенного товара (имущество, услуги) на средства субсидии, с указанием стоимости;
  • пояснение о цели использования приобретенного имущества;
  • отражение текущей финансовой и жизненной ситуации.

Что будет, если не выполнить условия социального контракта

Сдавать отчет необходимо своевременно.  Нарушение сроков отчетности и несоблюдение иных условий договора являются основанием к прекращению контракта и могут повлечь санкции. Так, к примеру, представители органов социальной защиты вправе прекратить положенные по социальному контракту выплаты при нарушении условий трудоустройства или потребовать возврат полученных государственных средств – при прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия договора.

Отчет по социальному контракту для самозанятых
Проверено экспертом