Отчет о представительских расходах в 2024 году
Основные положения Налогового кодекса о представительских расходах
Согласно НК, не все денежные траты признаются представительскими, а только перечисленные в п. 2 ст. 264 НК. Так, к ним причисляют средства, потраченные на организацию, проведение, обслуживание официальных приемов. Например, на доставку участников к месту проведения мероприятия, оплату услуг переводчика, завтраки, обеды. По НК к представительским не следует относить траты на отдых, развлечения, лечение или профилактику заболеваний.
Налоговый кодекс предписывает причислять представительские расходы к прочим на протяжении соответствующего отчетного (налогового) периода, но в размере, не превышающем 4 % от расходов на оплату труда за этот период.
Что также важно: данные расходы должны иметь экономическое обоснование и подтверждаться документами. Об этом свидетельствует п. 1 ст. 252 НК. При этом Налоговый кодекс по состоянию на 2024 г. не оговаривает, какие именно документы (формы) следует для этого оформлять, использовать!
Что нужно в 2024 г. для оформления, подтверждения представительских расходов
Если обратиться к разъяснениям Минфина, то даже в более ранних письмах (например, № 03-03-РЗ/16288 от 10.04.2014) ведомство:
- Указывает на то, что для обоснования таких трат может использоваться отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем компании. При этом потраченные средства, о которых будет идти речь в этом отчете, необходимо подтверждать первичной документацией.
- При этом обращает внимание на то, что Налоговый кодекс действительно не содержит ни конкретного перечня, ни конкретных форм первичной документации, которые нужно использовать для обоснования, подтверждения этих расходов.
- Делает заключение о том, что в связи с отсутствием данных установок в НК обосновывать и подтверждать все траты следует первичными документами, которые имеются.
По сути, этой же позиции придерживается ФНС (см. письмо ведомства № ГД-4-3/8852 от 08.05.2014). Налоговая служба говорит о том, что здесь идет речь о фактах хозяйственной жизни (включая расходование денег в представительских целях), которые подлежат документированию. Чтобы подтвердить факт, что приобретенные товары, работы, услуги использовались при проведении конкретного мероприятия, хватит первичного документа, отвечающего требованиям п. 1, 2 ст. 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (послед. ред. от 12.12.2023).
Подытоживая, отметим…
Организации следует утвердить список с конкретными документами в локальном акте. В данный перечень можно включить, например, программу мероприятия, смету по тратам, приказ руководителя по расходам на проведение мероприятий, платежные документы.
Чаще всего таким локальным актом является Положение о представительских расходах. В нем, помимо прочего, оговаривают перечень самих трат, их виды, лимиты, ответственных за мероприятия лиц. Затрагивают здесь и иные вопросы, а также фиксируют самостоятельно разработанные формы документов.
Представительские расходы через авансовый отчет можно отобразить только в том случае, если указанные затраты оплачены через подотчетное лицо!
Отчет о представительских расходах: что собой представляет, как составляется
Формат отчета предполагает представление информации о результатах выполненных операций, действий, проведенной работы и т. п. Применительно к разбираемой ситуации это представление информации об итогах проведенного официального мероприятия (приема), сопровождавшегося представительскими затратами.
Такой отчет носит по большей части информационный характер и составляется на основании сведений из официальной документации. Этот момент следует учесть при составлении документа в произвольной форме либо при разработке для него отдельной формы.
Структура, обязательные реквизиты отчета
Составляя отчет по расходам, полагаем, следует придерживаться структуры стандартного официального документа, включать в него обязательные реквизиты из ст. 9 ФЗ № 402:
- название, дату, место составления документа;
- данные составителя;
- описание факта хозяйственной жизни (конкретного события), возможно, с использованием денежного либо натурального измерения;
- сведения об участниках события и их подписи.
Документ можно поделить условно на три части. Первая - «шапка» (название, датировка, гриф утверждения с подписью главы организации). Вторая - основная часть с детальным описанием мероприятия и понесенных трат. Третья - заключительная, с указанием общей суммы понесенных расходов, приобщаемыми документами и подписью ответственного лица (составителя).
Отчет о представительских расходах (образец-шаблон) можно скачать в конце статьи.
Содержание основной части документа: что включать
Составитель должен описать мероприятие, которое прошло, затронуть следующие вопросы:
- где, когда, с какой целью его проводили, кто являлся организатором;
- кто участвовал в мероприятии (список собственных сотрудников, приглашенные лица и их представители, иное);
- каковы итоги мероприятия (результаты проделанной работы, например заключение контрактов, проч.);
- какие средства (суммы) и на что были потрачены при проведении мероприятия (фактические размеры трат).
В виде приложения следует оформить приобщаемые первичные документы, подтверждающие расходы. Например, акты, чеки, накладные, проч. Важно указать название и реквизиты каждого приобщенного документа.
Образец заполнения отчета о представительских расходах привели эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Итоги
Налоговый кодекс не устанавливает перечня обязательных документов и форм для оформления, обоснования представительских расходов. Поэтому организации в 2024 г., как и ранее, сами определяют, как это делать, какие документы и формы использовать, закрепив все в локальном акте. Чаще всего для этих целей используют отчет о представительских расходах, составляя его в произвольной либо разработанной форме.