Форма ОС-6а
Назначение формы ОС-6а
Форма ОС-6а введена постановлением Госкомстата России № 7 «Об утверждении форм по учету основных средств» от 21.01.2003. Основная часть бланка представлена таблицей. В ней указывается информация об объединенных в группы основных средствах: даты поступления объектов, их первоначальная стоимость, срок эксплуатации, суммы начисленной амортизации, остаточная стоимость, данные о переоценке и выбытии. По своей сути это инвентарная карточка.
Важный момент: с начала 2013-го бухгалтеры освобождены от обязанности использовать унифицированные учетные формы. Теперь есть возможность разрабатывать собственные бланки и закреплять их в учетной политике. Главное условие – наличие в этих документах обязательных реквизитов. Перечень необходимых элементов содержится в новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который вступил в силу с 01.01.2022.
Статья по теме: Как работать по ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете» ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» применяется с 2022 года, но все еще вызывает вопросы у бухгалтеров. Какие изменения следует применять с 2024 года? В какие сроки и кому следует применять стандарт? Во всем этом следует разобраться подробнее. ПодробнееНа каждую группу основных средств оформляется единственный экземпляр инвентарной карточки ОС-6а. Составляется он в момент ввода объектов в эксплуатацию. Даты принятия такого имущества к учету должны совпадать с датами в акте приемки-передачи объектов. После выбытия имущества инвентарная карточка хранится в течение пяти лет.
Как оформить первичными учетными документами операции с основными средствами, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы узнать все особенности заполнения первички.
Источники информации для заполнения ОС-6а
Источниками информации для заполнения формы ОС-6а служат первичные документы, связанные с учетом основных средств.
Столбцы с информацией о приемке объектов (наименование, первоначальная стоимость, срок использования, амортизационные начисления, остаточная стоимость) заполняются на основании актов приемки-передачи (по форме ОС-1б) и технической документации на основные средства.
Сведения для строк, предназначенных для информации о переоценке, берутся из акта о переоценке основных фондов.
Документальные источники информации о выбытии определяются способом выбытия. Если это внутреннее перемещение, то речь идет о форме ОС-2, если списание – сведения берутся из формы ОС-4.
Заполнение формы
Сначала заполняется так называемая шапка. В соответствующие поля вносятся наименования организации и структурного подразделения, куда поступают объекты, а также Ф. И. О. и табельный номер сотрудника, являющегося материально ответственным лицом.
Ниже идет таблица, которая продолжается и на обороте бланка. Здесь для каждого основного фонда предусмотрена отдельная строка.
Рассмотрим подробнее, какая информация указывается в столбцах.
- Порядковый номер записи.
- Наименование объекта.
- Инвентарный номер основного средства.
- Код ОКОФ. В Общероссийском классификаторе предусмотрены уникальные коды для разных типов основных фондов. Четвертая графа заполняется в соответствии с этим нормативным документом.
- Дата создания основного фонда: выпуска, постройки, производства.
- Данные о документе, по которому объект был принят к учету. Обычно это акт приема-передачи.
- Дата принятия основного средства к учету.
- Первоначальная стоимость на момент постановки объекта на учет.
- Срок полезного использования основного средства.
- Величина амортизационных отчислений по объекту.
- Остаточная стоимость: разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизационных отчислений.
- Дата переоценки основного фонда, если она имела место быть.
- Коэффициент переоценки.
- Восстановительная стоимость объекта.
- Наименование и основные реквизиты документа, по которому основное средство было снято с учета.
- Причина выбытия объекта.
В нижней части документа, после таблицы, предусмотрена строка для подписи ответственного лица.
Образец поможет лучше понять принципы заполнения формы ОС-6а. Бланк в ворде, представленный в статье, содержит сведения по группе однотипных основных средств – офисных стульев. Предметы мебели обладают идентичными характеристиками, одинаково стоят и вводятся в эксплуатацию одновременно. А, значит, в этом случае рациональным решением является именно групповой учет.
Исправление ошибок
Ошибки в форме ОС-6а исправляются по тем же правилам, что действуют для всех первичных документов:
- неверный вариант аккуратно зачёркивается;
- над зачёркнутой строкой подписывается правильное значение;
- затем ставится пометка «Исправленному верить»;
- ответственное лицо расписывается и указывает текущую дату.
Бланк ОС-6а – первичный документ по учету основных средств, объединенных в группы. В нем отражается информация об операциях, осуществляемых с однотипными объектами: их приемке, выбытии, переоценке.