Акт выполненных работ для самозанятых
Требуется ли акт по закону
В законодательстве не закреплено понятие «акт выполненных работ для самозанятых» и единого шаблона такого документа тоже не найти. При этом на практике заказчики и подрядчики включают его в стандартный комплект подтверждающих документов наряду с договором, сметными расчетами и иными необходимыми в таких ситуациях бумагами.
Вопрос по теме: Может ли самозанятый выставить счет в приложении «Мой налог»? ПодробнееАкт помогает при возникновении споров между заказчиками и подрядчиками – судьи охотно принимают его в качестве доказательства, а также выполняет ряд других функций, о которых расскажем далее.
Должен ли самозанятый предоставлять акт выполненных работ заказчику? Прямого ответа на этот вопрос в законодательстве нет. Однако это не означает, что подобный документ оформляться не должен.
Налоговики в своих разъяснениях утверждают, что акт о выполнении работ (оказании услуг), оформленный при приемке работ (услуг) у самозанятого, нужен. При наличии предоплаты он будет выступать подтверждающим документом:
Акт как подтверждение факта выполнения работы
Основное назначение акта выполненных работ в ситуации, когда подрядчиком является самозанятый, не отличается от общепринятого – с его помощью письменно фиксируется результат выполненных работ (оказанных услуг) по количеству и стоимости.
Чтобы акт имел статус полноценного документа, в него должны включаться, как минимум, следующие данные:
Если обязанность по оформлению акта выполненных работ договором закреплена за самозанятым (подрядчиком), состав реквизитов ему следует согласовать с заказчиком. Это позволит сформировать полноценный первичный учетный документ, на основании которого заказчик сможет без проблем признать расходы в учете.
Как организации документально оформить расчеты с самозанятым гражданином для целей подтверждения расходов по налогу на прибыль? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ бесплатно.
О значении для самозанятого и заказчика акта выполненных работ в качестве первичного учетного документа, расскажем в одном из следующих разделов.
Акт как доказательство выявленных недостатков
Другая, не менее важная, функция акта – фиксация выявленных при приемке работ недостатков. Прописывая в акте эту информацию, заказчик выполняет обязанности, предусмотренные гражданским законодательством:
Акт как первичный учетный документ
Акт выполненных работ самозанятому в качестве первичного документа не нужен, так как по закону бухгалтерский и налоговый учет он не ведет. Но для заказчика этот документ имеет важное значение.
В законе о самозанятых про обязательное оформление акта ничего не сказано. Там упоминается лишь об обязательном получении заказчиком от самозанятого чека, сформированного в приложении «Мой налог» (п. 6, п. 8 ч. 6 ст. 14 Закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
При этом одного чека для признания расходов недостаточно. С помощью грамотно оформленного акта можно учесть расходы на выплату самозанятому вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги в налоговом учете. Минфин в Письме от 14.02.2022 № 03-07-09/9894 отметил, что днем выполнения работ для целей налогового учета признается дата подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Как может выглядеть образец акта выполненных работ самозанятого с организацией, расскажем далее.
Кто должен составить акт
Обычно акт выполненных работ оформляет подрядчик – та сторона договора, которая выполнила работу или оказала услугу. В ситуации, когда подрядчиком является самозанятый, могут возникнуть проблемы: у самозанятого может не оказаться технических средств для оформления и распечатки акта (компьютера, принтера), а также опыта формирования такого документа.
Получается, что на вопрос о том, как самозанятому сделать акт выполненных работ, одной фразой не ответить. Да и образец акта выполненных работ для самозанятых граждан из открытых информационных источников не всегда выручает, если самозанятый не знает, как его правильно применить/переделать. Не помогает решить этот вопрос и приложение для самозанятых «Мой налог» − акт выполненных работ в нем в виде готового шаблона не заложен.
Как быть самозанятому в таком случае? Может ли заказчик оформить акт? Где скачать образец акта выполненных работ для самозанятых, если заказчик отказывается участвовать в этой процедуре и самозанятый вынужден делать все сам? Об этом расскажем в следующем разделе.
Подсказки по оформлению
Самозанятый может обратиться с просьбой об оформлении акта к заказчику. Тогда они совместно оформят и распечатают его с помощью технических средств заказчика. Если же заказчик отказывается от такого варианта, самозанятому придется заняться оформлением акта самому.
Воспользуйтесь нашими подсказками по оформлению акта. Технология его составления включает несколько этапов:
Подписать акт должны самозанятый и заказчик работ (услуг). Одностороннее подписание акта возможно в том случае, когда заказчик уклоняется от приемки работ или немотивированно отказывается от подписания акта приема-передачи работ. Такой акт должен помочь самозанятому подтвердить факт выполнения работ.
Далее вы можете скачать образец - 2023 - 2024 акта выполненных работ с самозанятым.
Скачать образец акта выполненных работ с самозанятым
Итоги
В законодательстве отсутствует упоминание об обязательном оформлении акта выполненных работ для самозанятого, но налоговики рекомендуют его составлять в ситуации выплаты предоплаты. Заказчику этот акт нужен для налогового учета расходов на выплату вознаграждения самозанятому за выполненные объемы. Кроме того, акт может пригодиться для урегулирования споров в случае судебных и иных разбирательств.