Закон о защите и поощрении капиталовложений

03.04.2020
0
Команда СП

Президент России подписал закон, устанавливающий новую схему правоотношений с участием инвестора и государства. Теперь инвесторам предоставляются особые меры защиты капиталовложений.

Закон о защите капиталовложений: что он регулирует

Новый Федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений от 01.04.2020 № 69-ФЗ стал результатом довольно длительного рассмотрения соответствующего законопроекта. Его содержание значительно менялось в редакциях, принимаемых в разных чтениях Госдумой. Рассматриваемый нормативный акт закрепил новую для гражданско-правовой сферы договорную конструкцию - соглашение о защите капиталовложений.

Традиционно такие соглашения заключаются на международном уровне между Россией и другими государствами (в подобных случаях документ иногда именуется как «соглашение о взаимной защите капиталовложений»). Теперь сторонами «защищенного» инвестиционного договора могут быть Россия (субъект РФ) и частное лицо — инвестор, заинтересованный в защите своих капиталовложений.

Сущность соглашения в том, что инвестор (физлицо, юрлицо, лица, действующие по договору простого товарищества, иностранный инвестор) - с одной стороны, и Российская Федерация или субъект РФ - с другой, договариваются о реализации крупного, как правило, инфраструктурного проекта, где гарантируется стабильность экономического положения инвестора. Она обеспечивается за счет предсказуемости налогового режима, ограниченного фискального вмешательства государства, а при необходимости — бюджетного финансирования.

Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений» имеет смысл рассматривать в едином контексте с рядом других законотворческих инициатив — законопроектами № 828239-7 (вносит изменения в НК РФ, направленные на улучшение налоговых условий деятельности инвесторов) и № 828241-7 (вносит необходимые изменения в Бюджетный Кодекс РФ). Оба законопроекта уже одобрены Советом Федерации и ждут подписания Президентом.

Закон № 69-ФЗ в итоговой редакции не предполагает появления норм, вносящих изменения в действующие законы, относящиеся к сфере инвестирования, таких как, например, Закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ. Но в одной из первоначальных редакций законопроекта предусматривался плавный переход от действующих инвестсхем на ту, что базируется на соглашении о защите инвестиций.

Таким образом, новый тип контракта — соглашение о защите вложений, будет применяться вместе с действующими разновидностями договоров в инвестиционной сфере.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой соглашение о защите капиталовложений, как новая гарантия соблюдения интересов инвестора.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений: в чем его специфика

Соглашение, о котором идет речь, характеризуется следующим:

1. Его стороной может быть муниципальное образование, субъект РФ, Российская Федерация.

Муниципалитет может выступать, таким образом, инвестиционным партнером субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестпроект. Если проект реализуется на территории нескольких субъектов РФ, то каждый из них становится стороной соглашения.

А если величина капиталовложений превышает определенную сумму, то одной из его сторон становится Российская Федерация. Например, когда объем инвестиций составляет не менее 250 млн. рублей в сфере образования или 1,5 млрд. рублей в обрабатывающей промышленности.

2. Предметом соглашения не может быть (ст. 6 закона № 69-ФЗ):

  • строительство деловых центров, ТРЦ, жилых домов;
  • обеспечение деятельности банков и иных структур, подотчетных ЦБ РФ;
  • проект в сфере добычи нефти, газа;
  • производство жидкого топлива (за некоторым исключением, определяемом Правительством);
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • проект в сфере оптовой или розничной торговли;
  • проекты в сфере игорного бизнеса.

Можно говорить о том, что закон о поощрении и взаимной защите капиталовложений, таким образом, направлен на стимулирование инвестирования в реальный сектор экономики — в инновации, в обрабатывающие отрасли, в сельское хозяйство. Ритейл, нефтяная, строительная отрасль должны справляться сами, или работать на основании иных схем правоотношений в области инвестирования.

3. Соглашение может предусматривать условие возмещения ущерба частному инвестору.

В случае, если инвестор, как сторона соглашения, добросовестно исполняющая его, столкнется с ущербом, возникшим вследствие действий партнера в лице Российской Федерации или субъекта РФ, то получит право на его компенсацию.

4. Может предусматривать бюджетное финансирование инфраструктурных расходов инвестора (ст. 15 закона № 69-ФЗ).

Максимальный лимит такого финансирования: 50% от всех расходов инвестора на обеспечивающую инфраструктуру, 100% по расходам на сопутствующую инфраструктуру, и не более совокупного объема налогов, пошлин и акцизов, уплаченных хозяйствующим субъектом в бюджет на уровне участника соглашения (федеральный, региональный, местный). По существу, речь идет о возможности получения инвестором особой разновидности налогового вычета.

Отметим, что созданную при этом сопутствующую инфраструктуру может потребоваться передать в государственную или муниципальную собственность, если инвестор впоследствии окажется не готов ее содержать.

5. Инвестору в период действия соглашения гарантируется неизменность основных условий уплаты местных, региональных или федеральных налогов (в зависимости от того, кто является другой стороной соглашения).

Отметим, что существенные условия соглашения определяются только федеральным законом. Правительство не имеет полномочий для их определения. Порядок изменения соглашения также определяется законом, а не волей сторон.

Защита капиталовложений по новому закону предусматривает и иные меры государственной поддержки. Например, обеспечение минимального уровня доходности инвестпроекта. Закон предусматривает последующее появление подобных мер на основании отдельных нормативных актов, которые пока еще не приняты.

Соглашения будут заключаться с использованием государственной инфосистемы «Капиталовложения». Она будет аккумулировать сведения об инвестиционных проектах, соглашениях и их участниках, мерах господдержки, исчисленных и уплаченных в процессе реализации инвестпроектов налогах, таможенных пошлинах и т.д.